02.05.2024

Как работает бинауральная терапия. Польза и вред бинауральных ритмов Бинауральные ритмы несущие частоты


Если вы занимаетесь медитацией, вы наверняка слышали о бинауральных ритмах. Это современная технология, которая позволяет войти в медитативное состояние. Только, в отличие от традиционных способов, при использовании бинауральной стимуляции погружение происходит быстро и легко. Разработчики уверяют, что так пропадает необходимость в длительной подготовке, развитии навыков, борьбе с посторонними мыслями и сомнениями в правильности выполняемых действий. Действительно ли бинауральные ритмы помогают в работе над собой, дарят расслабление и качественный отдых? Или они могут навредить организму? Ответы вы найдете в этой статье.

Что такое бинауральные ритмы?

Это технология синхронизации волн головного мозга. Бинауральные ритмы существуют только в самом мозге и по сути не являются «ритмами» в привычном понимании. Суть заключается в следующем: на каждое ухо одновременно подаются немного различающиеся звуки, а мозг объединяет частоты в одну, создавая «ритм». Например, левое ухо улавливает 210 Гц, а правое - 200 Гц. В таком случае мозг создает «ритм» частотой 10 ГЦ - она как раз и характерна для медитативного состояния. Если нужно зарядиться энергией и сфокусироваться для выполнения работы или занятий спортом, используется частота 16 Hz.

Бинауральная стимуляция не работает без наушников. Если просто воспроизводятся 2 разные частоты, они так и остаются отдельными звуками. Только тогда, когда они подаются изолированно на разные уши, мозг начинает генерировать новый «звук» с частотой, равной разнице между частотами подаваемых звуков.

Как это работает?

Когда частота подается непрерывно на протяжении 7 минут, с ней синхронизируется частота работы головного мозга. Это природная реакция, о которой знали еще древние цивилизации. Они погружали слушателей в состояние гипноза с помощью ритмичной барабанной дроби. Сейчас ту же функцию выполняют ритмы, которые звучат в ночных клубах. Разница заключается в том, что танцевальные ритмы вводят в энергичное состояние, а бинауральные - в медитативное, то есть человек психически и физически расслабляется. Как и современная клубная музыка, ритмичная барабанная дробь и напевы за счет своего гипнотического эффекта раньше позволяли достичь состояния, приближенного к трансу.

Активность головного мозга определяется частотой волн - это характерно для любых форм энергии, в том числе для звука и света. В состоянии бодрствования и активности мозг работает на бета-частоте. При медитации он переходит на более низкие частоты альфа, тета, дельта. Частота бета сопряжена со стрессом, от которого все мы хотим избавиться. Используя бинауральную стимуляцию, можно изгнать посторонние мысли и абстрагироваться от насущных проблем.

Теоретически бинауральные ритмы изменяют электрохимическую среду мозга, что вызывает также изменения ума и сознания. Когда при поддержании осознанности мозга он одновременно захватывается низкими частотами, возникает уникальное состояние. Практики называют его так: «ум бодрствует, тело спит». Наличие чуть более высоких частот в мозге может спровоцировать повышение внушаемости. То, какой воспринимается реальность, зависит от состояния сознания. Некоторые состояния сужают восприятие, другие - расширяют. Чаще всего состояния сознания изменяются в зависимости от влияния постоянно меняющейся среды - и внутренней, и внешней.

Давно известно, что синхронные колебания в мозге - это особенность медитативных и гипнотических состояний. Бинауральные ритмы индуцируют и углубляют их. Причина кроется в человеческой физиологии. Каждое ухо «привязано» к обоим мозговым полушариям. Также у обоих полушарий есть звукообрабатывающие центры, получающие сигналы от каждого уха. При воздействии бинаурального ритма в каждом полушарии возникает по стоячей волне с одинаковой частотой и амплитудой. Так они синхронизируются друг с другом. Это наблюдается в состояниях сознания при медитации и гипнозе. Ритмы могут и улучшить функционирование мозга, так как сознательно налаживают нервные связи между полушариями на определенной частоте.

При использовании бинауральных биений человек может непрерывно медитировать до окончания записи. Не приходится прикладывать усилий для погружения в это состояния.

Видео: Бинауральные колебания

Зачем нужна бинауральная стимуляция?

Синхронизация мозговых волн обеспечивает несколько эффектов:

  1. Медитация осознанности - возможность уделять внимание своему телу, мыслям, окружающему миру, абстрагировавшись от посторонних мыслей.
  2. Синхронизация работы полушарий головного мозга, благодаря чему он начинает полноценно функционировать. Улучшаются интеллектуальные способности, память. Это позволяет эффективно решать проблемы и добиваться лучших показателей в работе.
  3. Избавление от стресса и расслабление. Бинауральные ритмы помогают перестать волноваться и очистить сознание от негативных мыслей. При ежедневной медитации снижается активность областей мозга, связанных со стрессом.
  4. Работа над собой. На частотах альфа и тета происходит развитие сознания. Это открывает возможности творчески визуализировать, учиться сосредотачиваться, контролировать мысли и эмоции вместо того, чтобы позволять им управлять собой.

Бинауральная стимуляция позволяет нормализовать сон, настроение, аппетит, избавиться от головной боли, бросить вредные привычки. Также она помогает улучшить спортивные показатели, так как учит настраиваться на результат, сосредотачиваться и освобождать голову от стрессовых мыслей.

Правила использования

Все, что потребуется, — это компьютер, смартфон или другой гаджет, а также наушники. Нужно устроиться поудобнее, закрыть глаза и расслабиться. Слушать бинауральные ритмы следует не менее 7 минут - именно это время необходимо для синхронизации мозга с внешней частотой. Для достижения лучших результатов медитировать так рекомендуется от 15 минут до получаса. Можно делать это и с открытыми глазами, фокусируясь на определенном объекте - например, на горящей свечке. Однако новичкам проще медитировать с закрытыми глазами - так легче не отвлекаться.

При прослушивании аудио вы не услышите самих ритмов. Это будет успокаивающая мелодия либо звуки природы - такая музыка помогает расслабиться и погружает в состояние сознания, подходящее для медитации.

Нельзя слушать бинауральные ритмы, находясь за рулем. Это замедляет рефлексы, что может быть опасным в дороге. Не слушайте такие записи, занимаясь интеллектуальным трудом. Медитативное состояние несовместимо с быстрым критическим мышлением, которое ориентировано на выполнение конкретного действия.

Развитие интеллекта

Есть такое явление, которое называется эффектом Моцарта. Люди, слушающие классическую музыку, успешнее проходят тесты на уровень интеллекта и обладают более высокими умственными способностями. То же происходит при прослушивании бинауральных биений, поскольку они синхронизируют полушария мозга. Это обеспечивает целостное мышление. Вместо того, чтобы мыслить только правым или только левым полушарием, человек начинает гармонично использовать оба одновременно.

Для развития такой способности нужно слушать бинауральные ритмы, а потом пытаться разгадать головоломку или решить сложную задачу. Также рекомендуется вести дневник. Во время медитации в голову приходят прекрасные идеи - записывайте их, чтобы не забыть.

Избавление от стресса

Исследования показывают, что ежедневные медитации повышают активность тех областей головного мозга, которые отвечают за хорошее настроение. Избавление от стресса - это ключ к здоровью, ведь известно, что все болезни происходят от нервов. Так что занятия медитацией положительно сказываются буквально на каждой клетке организма.

Слушая бинауральные ритмы, забудьте о том, что нужно сделать много дел. Сфокусируйтесь на своем состоянии и расслабьтесь. Помните, что бинауральные ритмы - не панацея от всех проблем. Они избавляют только от стресса, но это дает возможность сосредоточиться на текущих делах.

Во время медитации все мысли осознаются более четко. Прислушайтесь к ним - так вы поймете, сколько в вашей голове негатива. Избавиться от него можно двумя способами:

  1. Фокусироваться на музыке и возвращаться к этой фокусировке, вытесняя из сознания беспокойство.
  2. Заменять негативные мысли на приятные. Пример: мысль о том, что не хватает денег платить за квартиру, вызывает стресс, лучше думайте так: «Каждый день я узнаю новые способы, как заработать». Формулируйте мысли удобным для себя языком, учитывая собственные потребности. Придавайте им форму команд - так мозг начнет охотиться за тем, что вам требуется.

Негативные аспекты

Считается, что бинауральные ритмы абсолютно безопасны. Эта технология использует те же частоты, на которых головной мозг работает во время медитаций. Естественные частоты оказывают влияние на электрохимические процессы в мозге, погружая его в медитативное, глубоко расслабленное состояние.

Нужно понимать, что все компьютерные программы, технологии и методики в этой области направлены на коммерческий спрос. По сути чистые бинауральные ритмы - это нейроакустические наркотики. Нет исследований по вопросу их использования в рамках музыко- или звукотерапии (именно в плане лечения).

Есть мнение, что бинауральные ритмы в любом виде наносят вред организму. Особенную опасность они представляют для подростков, поскольку в этом возрасте мозг не способен воспринимать даже незначительную патологию без последствий. Дело в том, что в природе чистые бинауральные ритмы не встречаются. Организм с ними не знаком, они не являются естественными для него. Поскольку «знакомство» и «взаимодействие» происходит в головном мозге, то и последствия могут быть серьезными для всего организма.

Данная статья в определенном роде крик души. Периодически я наталкиваюсь в сети на такие «шедевры» творческой мысли касаемо бинауральных ритмов, что смолчать невозможно.

Вокруг бинауральных ритмов в последнее время образовалось множество спекуляций, мифов, легенд, просто откровенной чуши, вызванных тем, что подавляющее большинство людей представляют себе процесс образования данного артефакта мозга весьма поверхностно. А я этому много времени посвятил и все-таки понимаю, как и что происходит.

Итак, о чем мы говорим произнося «чистые бинауральные ритмы»? А говорим мы о таком явлении, как акустические биения, точнее, о его частном случае. Для объяснения явления биений частенько приводят пример с двумя камертонами слегка отличающимися по частоте, но биения возникнут не только у камертонов, но и у двух певцов один из которых слегка фальшивит, или в расстроенном рояле при нажатии на одну клавишу, которой соответствуют две струны. Т. е. главное здесь - не источник звука, а само различие частот в определенном диапазоне. Этот факт вроде бы широко известен. Но вот что часто ускользает из видения — несмотря на то, что источников звука для данного опыта нужно два(а bini — это два на латыни)данные биения мы назовем моноуральными, т. к. они слышны обоими ушами одновременно, акцентирую - каждое ухо слышит эффект биений, т.е. данные биения может и глухой на одно ухо услышать. Эти биения происходят в среде распространения звука, они собственно есть один из случаев интерференции волн.

Именно этот эффект использовался с древнейших времен для изменения состояний сознания человека и групп людей. Т.е. обнаружен он был чисто эмпирически обнаружен еще шаманами и прочими служителями культов, и ныне часто используется различными мистиками под соусом «тайного знания древних.»

Однако человека отличает, будем считать, что выгодно, от животного способность к рефлексии,и, конечно, нашлись исследователи стремящиеся к осознанию таких практик. В этом деле отличился Г.В. Дав, однако, несмотря на то, что фактически им был открыт эффект именно бинауральных явлений, к его опытам высказывалось много претензий из-за невозможности в 19 веке подвести по источнику звука достаточно изолированно к каждому уху. Сия технологическая трудность была успешно преодолена уже в 20 веке с помощью стереофонических наушников. Так вот, говоря о бинауральных биениях, или же о «чистых бинауральных ритмах» мы разумеем эффект биений возникающий после обработки звуковых сигналов непосредственно в мозге человека, т.е. во внешней среде данные звуки отсутствуют. Т.к. в естественных условиях ровно такого эффекта добиться невозможно, называют его артефактом работы мозга. Я весьма надеюсь, что вы не будете смешивать понятия моноуральных и бинауральных явлений, т.к. воздействие их на человека отличается так же как и механизм возникновения.

Сейчас мы попробуем несколько углубиться в физиологию процесса возникновения бинауральных биений. Тут мы имеем дело с чудом симметрии и асимметрии человеческого тела. Уши - это парный орган, под этим мы понимаем, что одно ухо устроено идентично второму. Нас при этом даже может не волновать,что досконально ухо еще не изучено…..Молоточки-наковальни-стремечки мы опустим, как изученные всеми в средней школе и перейдем к внутреннему уху, про которое средний ученик может припомнить, что там есть улитка, а может и не припомнить. Вот с улиткой есть одна интересная история - она состоит из 3 различных по ширине полостей заполненных жидкостью. И при достаточно высоких уровнях звукового сигнала в оной образуются завихрения. Для аналогии можно представить себе некое озеро в ветренную погоду - вода ударяется о берег или уступ - и мы наблюдаем вихревую картину. В этом вихре-то начальный импульс претерпевает изменения формы, а анализ составляющих импульса происходит не до образования этих вихрей, а после с помощью базилярной мембраны, которая уже «уверена» в том, что в изначальном сигнале были те составляющие, т.е. гармоники, которые она обнаружила и выделила. Что любопытно, что опытным путем музыканты этот эффект появления «тона-фантома» отметили еще в 18 веке. Однако, без недоразумений и споров не обошлось, ввиду того, что явление носит индивидуальный характер и слышимость «фантомных» тонов различается от человека к человеку. Соответственно некоторые индивидуумы данных тонов не ощущают, особенно в зрелом возрасте, когда падает чувствительность к высокочастотным составляющим. Этот факт тоже рекомендую отметить, потому как часто возникает вопрос «почему я ничего такого особенного не слышу?». Будем считать, что до некоторой степени с образованием субъективных гармоник мы разобрались.

Далее – нынче нейрофизиологи исходят из положения, что каждое ухо привязано к своему полушарию мозга, правое - к правому полушарию, а левое соответственно к левому. Параллельно замечу то, что нынче только ленивый не знает - полушария весьма разнятся по функциям и протекающим процессам, т.е. являются функционально несимметричными! Однако анатомическая симметрия присутствует и каждое ухо имеет свой центр слухового анализа - медиальное коленчатое тело в каждом полушарии мозга. При восприятии бинаурального ритма соответственно каждое медиальное тело вычисляет появляющуюся разностную гармонику и в одном полушарии возникает волна равная возникшей в другом по всем параметрам. Таким образом мы получаем ключевой ценный эффект бинаурального биения - синхронизацию полушарий. Следующий важный момент, что полушария могут синхронизироваться на различных частотах в определенном диапазоне, моделируя при этом различные состояния сознания. Сейчас мы просто перечислим, те, что уже достаточно исследованы: дельта волны , частотой менее четырёх Герц свойственны очень глубокому сну без сновидений, тета-волны (четыре - семь Герц)состояние сна со сновидениями, при альфа-волнах , частотой семь тире тринадцать Герц возможна качественная релаксация, усиление внимания и концентрации начинается при бета-волнах с частотой от тринадцати до сорока Герц). Для любителей наглядности таблица:

Название Частота, Гц Амплитуда, мкВ особенности
Дельта-ритм 0.3-4 50-500 Ритм спящего человека, синусоидальный
Тэта-ритм 4-8 10-30 Ритм полностью расслабленного состояния и перехода в состояние сна, наркоза; синусоидальный
Альфа-ритм 9-13 30-60 Синусоидальный; доминирующий в затылочных отделах мозга ритм бодрствующего человека; связан со способностью к абстрактному мышлению
Бета-1-ритм

Бета-2-ритм

13-25 3-10 Апериодический; доминирует в лобных отделах; ритм бодрствования
Гамма-ритм 35-100 5-15 Спорадические колебания в состоянии бодрствования

Как можно заметить большая часть диапазона мозговых волн находится за пределами возможностей человеческого слуха (вопрос порога восприятия низких частот в 20 Гц-достаточно спорный, т.к. существует ряд условий, при несоблюдении которых данные частоты для человека не слышны). Посему использование бинауральных ритмов незаменимо для инициации необходимых индивидууму состояний сознания и для нефармакологического лечения нарушений сна, депрессивных состояний, тревожных расстройств. Уникальные возможности несет метод лечения, основанный на модулировании музыки либо шума индивидуальными ритмами ЭЭГ, но это повод для отдельного большого разговора. Мы у себя в институте этим занимаемся, и на основе полученных результатов приходим к определенным обобщениям, но как это сделали представители различных лечебных интернет-методик – для меня загадка.,т.к. в таблице очевидно представлен диапазон частот, а не одна строго фиксированная частота.

Еще одна особенность именно бинауральных ритмов — их ощущаемость даже при большой амплитудной разнице между сигналами, чего в случае моноуральных биений ожидать не стоит. Т.к. бинауральные биения являются порождением мозга, взаимодействующие сигналы могут лежать за пределами разрешающей способности слуха, тут же отметчу факт улучшения прослушиваемости бинауральных ритмов при попытке замаскировать их шумом — таким образом работает вероятностное усиление, увеличивая результирующую амплитуду в случае совпадения амплитуд сигналов и уменьшая в противоположном. Поэтому наша методика во многом отталкивается от этого факта для получения более устойчивого результата прослушивания программ. Подводя черту, бинауральные ритмы влияют на здоровье, но несколько опосредованно — через состояние сознания, через нормализацию сна, уход от депрессии, но прежде всего я бы характеризовал бинауральные программы как продукт для повышения адаптивных способностей здорового человека. Здесь, в общем, все понятно – любые задачи эффективней решаются при достойной концентрации, отдых становится более полноценным и требующим меньше времени при хорошей релаксации, с чем, кстати, по мнению медиков у многих наших соотечественников большие проблемы- не умеем отдыхать. Лично я этими программами пользуюсь, но агитировать не берусь, всегда предлагаю самим сделать выбор, все-таки бинауральные биения — это артефакт, отрицать искусственности их появления не приходится, но мало ли нынче искусственных вещей? Таблетки, к примеру… Без них, конечно, лучше, но многие ли обходятся? Нефармакологическое воздействие все же намного мягче, не идет накопления побочных эффектов. Патологически боитесь искусственного – берите моноуральную программу, там вообще все воздействие предельно естественно, более того веками эмпирически выверено.

О том, что все органы, их функциональные части,ткани и клетки с происходящими биохимическими реакциями имеют свою частоту – широко известно. Эту частоту еще резонансной любят называть, так и говорят «резонансные частоты органов», а между тем они резонансные только тогда, когда с чем резонировать есть, а так просто собственные частоты. Этого пресловутого резонанса еще грамотно добиться надо грамотно, учитывая тот факт, что рядом располагающиеся органы и даже системы имеют свои частоты к тому же далеко не всегда синфазные. Теоретически, чтобы добиться резонанса сигнал не менее определенной амплитуды нужен, воздействия меньшей силы не повредят, но и эффект их будет неочевидным. Это давно подметили, пользуясь звучанием колокола в лечебных целях, именно колокола с его мощностью сигнала и богатством спектральных составляющих, а не колокольчика. На сегодняшний день вовсе не обязательно звонить в колокола ибо при неумеренном их потреблении можно одни органы вернуть в работоспособное состояние, а другие повредить, это прежде всего уха касается. Можно полностью использовать эффект биений- так как его появление связано с необходимостью локализациии звука в пространстве наш мозг к нему крайне чувствителен (вы и сами можете провести простой опыт- прослушать монотонный звук на одной громкости в течении определенного времени и заметить, что чем дольше идет прослушивание,тем меньше вы обращаете на данный звук внимания, однако если в таком же опыте громкость меняется звук остается в зоне внимания постоянно). Так уж устроено ухо — прежде всего оно реагирует на изменения звукового давления, а в случае терапевтических воздействий звуком ухо, безусловно является посредником, приводящим к одному знаменателю непосредственно орган, к которому обращена резонансная частота и мозг, обеспечивающий управление данным органом или системой. Широко распространены в интернете таблицы с указанием частот органов, приведем подобную:

Частота, Гц Орган
1.8 Костная система
2.6 Грубая соединительная ткань, суставы, клапаны сердца,
2.6-3.4 Рыхлая соединительная ткань, поперечно-полосатая мускулатура, сердце
3.4 Гладкая мускулатура
4.2 Однослойный плоский эпителий пищеварительного тракта
4.9 Многослойный плоский и призматичный эпителий, паренхиматозная ткань печени и ткань желчевыводящих путей
4.9-5.8 Эпителий, ткани почки, репродуктивные органы
5.8 Лимфатическое кольцо глотки, верхний отдел дыхательных путей, лимфатическая система, селезенка, яичники, простата
6.6 Периферическая нервная система, эпителий бронхов, надпочечники, щитовидная железа
7.4 Центральные отделы сенсорных анализаторов кроме зрительного, подкорковые структуры мозга, мост, мозжечок, лимбическая система и паренхима легких
8.2 Сетчатка глаза, зрительный нерв, кора полушарий головного мозга

Как видим, указанные частоты лежат в области инфразвука и пересекаются с ритмами мозга. Это таит в себе значительную опасность, т.к. в отличии от бинауральных ритмов существующих внутри черепной коробки, моноуральные ритмические биения существуют в физической реальности и огибающая биений вполне может лежать в инфразвуковом диапазоне, посему различные программы обещающие резонанс с больным органом и последующее его выздоровление выглядят очень странно, мягко говоря. Либо это откровенное мошенничество, либо необдуманный вред здоровью, который по счастью в большинстве случаев невозможен, т.к. звукотехника не рассчитана на воспроизведение подобных казусов. Но возникло это явление не на пустом месте – резонансы вполне успешно используются по отношению к молекулярно-клеточным структурам. Их малые размеры вполне сопоставимы с длиной волны более высоких частот, а т.к. процессы в том числе и колебательные в живом организме строго согласованны, то есть возможность повлиять на состояние организма в целом.

ГЛАВА 9
ТОНА И БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ

Звук производит на человека глубокий эффект. Но пока не существует научно обоснованного объяснения влияния конкретного звука на различные аспекты нашей психики.

Результат влияния звука складывается, в числе прочего, и из субъективного опыта. Звуки дождя в лесу будут действовать более расслабляюще, нежели звуки работающей фабрики на многих людей отчасти потому, что более приятные ассоциации возникают у людей в связи с восприятием природы, а не производственных процессов, т.к. человек – это часть природы.

Но возникнет обратная реакция, когда дело касается человека, имеющего приятные воспоминания детства, проведенного на отцовской фабрике, но болезненные воспоминания о том, как он заблудился в лесу.

Когда мы говорим об использовании звука для достижения эффекта аудио-визуальной стимуляции (АВС), требуется учитывать как физиологические (действительная вызванная реакция), так и психологические (эмоциональное восприятие звуков человеком) критерии. Личный выбор клиента – важнейший фактор определения звуков для сеанса АВС.

Три основных типа звуков, применяемых для синхронизации мозговых волн (СМВ) – это щелчки, изохронные тона и бинауральные ритмы. Опыты показали, что «щелчки» дают наибольший эффект СМВ. Но многие имеют психологическую неприязнь к щелчкам и реагируют на них испугом или волнением, что дает плохой результат. Вот почему щелчки редко используются в приборах АВС.

Таким образом, мы будем рассматривать только:

  1. Изохронные тона.
  2. Бинауральные ритмы.

Изохронные тона дают мощную вызванную реакцию и наиболее привлекательны психологически. Некоторые находят изохронные тона слишком «напряженными» и предпочитают бинауральные ритмы. Другие, наоборот, находят бинауральные ритмы слишком «напряженными» и предпочитают изохронные тона.

Вот почему очень важно владеть разнообразием тонов и методов, из которых можно выбирать соответствующие для достижения лучшего эффекта СМВ. Нужно учитывать, что неприятные для клиента звуки осложнят процесс СМВ.

A ) Изохронные тона.
Изохронные тона – это прямо расположенные тона, которые включаются и выключаются очень быстро. Изохронные тона – это самый эффективный метод слуховой стимуляции, т.к. они вызывают мощную слуховую вызванную реакцию, и большинство людей находят их более привлекательными. Предполагается, что они также обладают гипнотическими свойствами.

Все это очень важные аспекты СМВ, которые, к сожалению, часто упускаются из виду. Последние исследования плюс наш собственный опыт и наблюдения заставляют предположить, что изохронные тона с низкой частотой или напряжением дают наилучшую комбинацию СМВ и психологического восприятия для большинства пользователей.

Изохронные тона, состоящие из чистого тона (сложные волны), с частотой 150-180 Hz показывают лучший результат личного восприятия настолько часто, что рекомендуются для повсеместного применения.

Некоторые предпочитают смешанные белые шумы и чистые тона. Более высокий процент подростков (по сравнению с взрослыми) предпочитают синхронизированный звук, такой как квадратная волна.

При использовании квадратной волны важно соблюдать метод плавного включения и выключения звука, чтобы избежать появления раздражающего «трепещущего» звука, но все же включение следует производить насколько можно быстро, чтобы добиться слуховой вызванной реакции.

При работе с прибором DAVID (показано на Рис. 1), когда тона синхронизированы в оба уха, это называется паттерн «фокуса» или паттерн «глаза/уши» (в зависимости от соотношения фаз визуальной стимуляции).

Когда тона, направленные в оба уха находятся вне фазы по отношению друг к другу, это называется «расширенный» паттерн или паттерн «левый/правый» (также в зависимости от соотношения фаз визуальной стимуляции).

Более подробную информацию о паттернах стимуляции Вы найдете в Главе 10 - "Методы стимуляции и примеры занятий ". Рис. 1 показывает данные осциллографа – путь изохронных тонов, производимых DAVID.


Рис. 1

B ) Бинауральные ритмы.
Бинауральные ритмы представляют собой два тона, имеющие слегка различную скорость (или частоту) и подаваемые порознь в каждое ухо. Воспринимаются эти ритмы так, как будто они возникают прямо в голове.

Этот эффект производится в мозгу, а не в ушах, как в случае с монауральными ритмами. Это смешанный продукт деятельности нейронов, расположенных в области уха, и мозга. Бинауральные ритмы отличаются от монауральных ритмов, возникающих в окружающей среде (внешней для уха), это как если ударить одновременно по двум гитарным струнам, имеющим слегка различную частоту.

С помощью монауральных ритмов музыканты настраивают струнные инструменты. Как монауральные, так и бинауральные ритмы,- это результат арифметической суммы волноформ двух тонов, тогда как они дополняют или «отрицают» друг друга, становясь громче, затем тише и снова громче.

Бинауральные ритмы были впервые открыты в 1839 году немецким экспериментатором (H. Dove). Тогда бинауральные ритмы считались разновидностью монауральных ритмов. Монауральные и бинауральные ритмы редко встречаются в природе, но в объектах, созданных человеком, проявляются часто.

Например, два больших мотора, работающих с разной скоростью, посылают большие волны вибрации сквозь палубу корабля или реактивный двигатель самолета. Более низкий из двух тонов называется носитель , а более высокий тон называется преемник. Рис. 2 показывает, как монауральный и бинауральный ритмы с частотой 24 Hz производятся посредством смешения двух тонов с частотой 143 Hz и 167 Hz.


Рис. 2

Рис. 3 показывает, как генерируется монауральный ритм, а Рис. 4 - как генерируется бинауральный ритм, что легко достигается с помощью наушников.



Рис. 3


Рис. 4

Чтобы услышать монауральные ритмы, оба тона должны иметь одинаковую амплитуду. А вот бинауральные ритмы могут быть услышаны и тогда, когда тона имеют разную амплитуду.

Их можно услышать, даже если один из тонов находится ниже слухового порога. Шум уменьшает громкость монауральных ритмов, тогда как тот же шум повышает громкость бинауральных ритмов.

Когда человек слышит менее трех бинауральных ритмов в секунду, ритмы как бы движутся вперед-назад внутри головы. Восприятие движения – это результат способа, которым мозг обрабатывает звуки. Для низких частот мозг определяет ритм звуков, отмечая разницу в фазовом углу между звуками.

Мозг не может хорошо обработать связь между фазами на высоких частотах и, таким образом, определяет разницу между амплитудой звуков, поступающих в ухо одновременно.

Это объясняет, почему одним из различий между восприятием монауральных и бинауральных ритмов является то, что монауральные ритмы могут быть услышаны при любой скорости, тогда как бинауральные ритмы лучше воспринимаются на более низкой скорости и лучше всего наблюдаются при частоте 440 Hz. (Бинауральные ритмы с частотой носителя более 900 Hz обычно не наблюдаются.)

Когда два тона, используемые для получения бинауральных ритмов, слишком различаются по частоте, они воспринимаются, как 2 разных тона из-за того, что разница во взаимоотношении фаз между двумя тонами появляется слишком быстро, чтобы мозг смог определить их взаимосвязь.

Существует тест для измерения спектра бинауральных ритмов, которые могут восприниматься при разной частоте носителя. Он обнаружил, что самый быстрый ритм, который может быть услышан до того момента, когда мозг воспримет его как два разных тона, имеет частоту 25 Hz с частотой носителя 440 Hz.

Другими словами, если два разных тона имеют частоту более 25 Hz порознь, то будут услышаны два различных звука, а не как бинауральный ритм. При частоте носителя выше или ниже 440 Hz восприятие раздельных тонов появляется при более низкой частоте ритма.

Рис. 5 - это график, который показывает самую высокую для восприятия частоту ритма по отношению к частоте носителя.



Бинауральные ритмы обрабатываются по-другому в отличие от монауральных ритмов. По этой причине бинауральные ритмы имеют клиническое применение.

Некоторые люди с неврологическими повреждениями имеют проблемы с локализацией источника звука, такого как щелчок пальцами. Т.к. эти люди не могут слышать бинауральных ритмов, то в этом случае бинауральные ритмы могут применяться для определения области повреждения в мозгу.

Остер (Oster) с помощью осциллоскопа пришел к выводу, что бинауральные ритмы производят очень малый вызванный потенциал в слуховой области коры головного мозга, что означает, что они малоэффективны для производства СМВ.

Фостер (Foster), еще один исследователь бинауральных ритмов, обнаружил, что бинауральные ритмы с частотой альфа волн производят не больше мозговых волн типа альфа, чем слушание звука прибоя.

Тем не менее в 1980 году Институт Монро популяризовал бинауральные ритмы под торговой маркой " ". Они продали десятки тысяч пленок, и подтолкнули других производить пленки и генераторы якобы бинауральных сигналов с претензией на достижение эффективной СМВ. Некоторые приборы СМВ, например, прибор DAVID Paradise XL , производят бинауральные ритмы, синхронизированные до частоты мигающего света.

Бинауральные ритмы не слишком заметны, т.к. глубина модуляции (разница между громким и тихим звуком) составляет 3 db. Это значит, что бинауральные ритмы не производят сколько-нибудь значительной СМВ, но имеют гипнотический и расслабляющий эффект.

Это происходит частично, благодаря эффекту Ганзфельда (Ganzfeld effect ). Эффект Ганзфельда - это процесс, когда сознание успокаивается в результате монотонного воздействия на органы чувств.


Ganzfeld феномен - статья

Естественным примером эффекта Ганзфельда может стать ситуация, когда Вы сидите в поле в деревне, уставившись в просторное голубое небо и слушая шорох листьев на деревьях (белый шум) вдали от суеты и других проявлений городской жизни.

Благодаря эффекту Ганзфельда, бинауральные ритмы, как психологическое средство, скорее играют ассистирующую роль в генерации процесса СМВ, цель которого – спокойствие сознания и души.

Сивер Дэвид "Майнд машины. Открываем заново технологию АВС"
Перевод: Никонов Владимир, Андрей Патрушев

Про бинауральные ритмы вызвал довольно большой резонанс – многие захотели попробовать на себе или на других эти самые ритмы. Так что я решил описать здесь принципы их работы и выложить инструкцию по самостоятельному изготовлению.

Но предже чем начать, я хотел бы уточнить один момент. Я НЕ призываю никого пользоваться этими ритмами. Я НЕ гарантирую, что это абсолютно безопасно для вашего здоровья и не имеет никаких побочных эффектов. Прежде всего я хочу разъяснить, на чем основан принцип работы данной технологии. Если же вы захотите попробовать это на себе, убедитесь, что у вас нет противопоказаний (эпилепсия и пр.) и будьте благоразумны - не злоупотребляйте.

Итак, как именно эти ритмы могут влиять на состояние сознания? А влияют они на ритмы мозга, которые видны на ЭЭГ. Оказывается, что при определенных состояниях сознания доминируют определенные ритмы. Чтобы не гонять вас от странички к страничке приведу прямо здесь краткое описание некоторых ритмов мозга, взятое с википедии.

Дельта-ритм
Частота : от 1 до 4 Гц.
Состояние сознания : глубокий естественный сон.
Примечания : колебания этого диапазона могут регистрироваться в ЭЭГ покоя при некоторых формах стресса и длительной умственной работе.
Тета-ритм
Частота : от 4 до 8 Гц.
Состояние сознания : доминирующий ритм электроэнцефалограммы у здоровых детей в возрасте 2-8 лет. По другим источникам - состояние медитации, творческой деятельности.
Альфа-ритм
Частота : от 8 до 13 Гц.
Состояние сознания : спокойное бодрствование, релаксация, улучшенная восприимчивость, ощущению безмятежности и возникновение особого т.н. «расширенного состояния сознания».
Бета-ритм
Частота : от 14 до 30 Гц.
Состояние сознания : активное бодрствование, усиленное внимание, умственное напряжение, эмоциональное возбуждение.
Гамма-ритм
Частота : от 30 до 120-170 Гц. По другим источникам – до 500 Гц.
Состояние сознания : данный ритм наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания.

Теория бинауральных ритмов основана на том, что, если каким-либо образом подействовать на мозг сигналом с определенной частотой, то этот сигнал вступит в резонанс с соответствующим ритмом могза, что приведет к усилению соответствующего состояния сознания.

Если этим сигналом является обычный звук определенной частоты, то человек просто не сможет его услышать по физиологическим причинам. Поэтому используют два канала звука из диапазона слышимых частот. При этом разница частот на этих каналах должна равняться нужному нам ритму мозга. В итоге, когда человек прослушает такую запись, у него в мозгу произойдет суперпозиция этих частот, что будет субъективно ощущаться как пульсация звука (усиление и ослабление амплитуды). Частота этой пульсации и будет равна разности частот на левом и правом каналах.

Ну и, собственно, как самому записать подобный ритм. Для этого нужен аудио редактор с возможностью отдельно редактировать правый и левый каналы и простой частотный генератор, который выдает синусоиду. Выбираем основную частоту – тот звук, который мы будем слышать. Где-то от 150 и до 2000. Пробуйте сами – кому как понравится. Например 250 – это будет правый канал. Далее нужно определиться с состоянием сознания, которое вы хотите усилить (достичь) и смотрим соответствующие ему частоты. Например релаксация – 8-13 Гц. Выбираем 10 – тогда на левом канале должно быть 240 Гц (260 Гц).

Если это воспроизвести в наушниках (только в наушниках эти ритмы могут работать), то мы услышим ровный низкий пульсирующий гул. Довольно неприятно с непривычки. Так что я советую наверх положить дорожку с белым шумом (одинаковую на левый и правый каналы), который легко получить, заставив микрофон записывать тишину.

Как видите, все цифры приведены в виде диапазонов, так что пробуйте разные значения. Можно также попытаться наложить чистые ритмы на музыку. Тогда я бы посоветовал выбирать ровную, без назойливого ритма (как у танцевальной) ну и чтобы она соответствовала ожидаемому состоянию сознания.

P. S. В комментариях многие говорят, что это антинаучно и быть того не может. Чтобы как-то визуально продемонстрировать откуда берутся низкие частоты привожу график функции sin(x/50)+sin(x/55). На нем мы видим частые колебания - это основной сигнал, колебания уровня - это и есть тот самый ритм, у которого сверхнизкая частота.
Я специально уменьшил соотношение частоты одного канала к разнице частот на каналах, чтобы линии не сливались друг с другом.

Бинауральная терапия - относительно новое явление в альтернативной медицине. Среди ее сторонников есть и люди, которые не рассчитывают на особый эффект, а есть те, кто уверен, что при помощи бинауральной терапии можно лечить самые разные заболевания психики и нервной системы. MedAboutMe выяснял, что это за метод лечения и действительно ли он работает?

Мозг и бинауральные ритмы

Бинауральные ритмы или бинауральные биения - это феномен, который свойственен головному мозгу многих животных и - в том числе - человека. Он возникает за счет наличия у нас двух ушных аудиоканалов (правого и левого), по которым аудиоинформация поступает в ствол мозга. Там, в верхнем овальном ядре каждого полушария, возникает аудиторный ответ - электромагнитный импульс.

Если на правое ухо подавать тон с частотой 200 колебаний в секунду, а на левое ухо - тон с частотой 205 колебаний в секунду, то полушария будут работать синхронно, и каждое из них будет генерировать соответствующую электромагнитную волну. Наложение этих волн станет причиной возникновения артефакта, фантома - «звука» с частотой, равной разнице частот исходных звуковых волн - 5 колебаний в секунду. Это и есть бинауральный ритм - изящная акустическая иллюзия.

Для возникновения бинаурального биения необходимо соблюдение двух условий: частота ответных импульсов не должна превышать 1000 Гц, а различие между ними не должно быть больше 1-30 Гц.

Что такое бинауральная терапия?

Любой эффект, свойственный человеческому организму, рано или поздно вызывает интерес людей, которые думают: как это можно использовать? Неудивительно, что бинауральные ритмы легли в основу бинауральной терапии.

Выделяют пять разновидностей бинауральных ритмов, соответствующих отдельным состояниям человека:

Гамма-волны. Частота - 30-170 Гц. Активизируют умственную активность и общее эмоциональное восприятие мира, вызывают ощущение страха. Бета-волны. Частота - 14-42 Гц. Повышают уровень возбуждения и тревожность, активизируют мышление, концентрацию внимания. Альфа-волны. Частота - 8-13 Гц. Медитация, расслабление в период бодрствования, состояние непосредственно перед засыпанием или сразу после сна. Тета-волны. Частота 4-7 Гц. Глубокая медитация. REM-фаза сна (фаза быстрых движений глаз), для которой характерна повышенная активность мозга и сновидения. Дельта-волны. Частота - менее 4 Гц. Глубокий транс без сновидений.

Можно выделить следующие положения бинауральной терапии:

Прослушивание бинауральных ритмов сходно с медитацией. Бинауральная терапия предназначена для самолечения и доступна любому человеку, где бы он не жил. Существует множество записей бинауральных ритмов, предназначенных для коррекции различных состояний головного мозга и даже других органов. Бинауральные ритмы надо прослушивать в отсутствие любых других воздействий, иначе они не подействуют. Эффекты бинауральной терапии

Для прослушивания бинауральных записей требуются стереофонические наушники и тихое место без отвлекающих звуков. Процедура занимает примерно 15 минут, но не более получаса.

В перечень положительных эффектов бинауральной терапии включают:

снижение стресса и тревожности; повышение концентрации внимания; усиление мотивации и уверенности в успехе; повышение работоспособности и настроения; облегчение достижения медитативного состояния.

Однако нередко, помимо вышеперечисленных эффектов, речь заходит о более глубоком воздействии аудиозаписей бинауральных ритмов на организм. Например, есть мнение, что их прослушивание:

повышает уровень гормона дегидроэпиандростерона (ДГЭА), задействованного в процессах старения; понижает концентрацию гормона стресса кортизола; увеличивает выработку гормона мелатонина, отвечающего за наш режим и крепкий сон; меняет концентрацию инсулиноподобного фактора роста - белка, задействованного во множестве разных процессов в организме; уменьшает концентрацию гормона и нейромедиатора допамина.

Но исследования по изменению биохимических показателей под воздействием бинауральных ритмов имеют слишком слабую доказательную базу, то есть большинство ученых в этой области их результаты считают сомнительными.

Несмотря на это, немалое количество интернет-ресурсов предлагает воспользоваться бинауральной терапией для лечения неврозов, бессонницы, тревожности, панических атак, депрессий и других заболеваний психики. У детей предлагается лечить аутизм, СДВГ, расстройства речи и нарушения психомоторного развития.

Сегодня существует целая индустрия бинауральных записей, прослушивание которых должно определенным образом менять активность головного мозга. Приверженцы бинауральных методов влияния на человека уверены, что с помощью нужной записи можно улучшить сон и память, снять проявления тревожности, зарядить человека на победу в соревнованиях или на сдачу ответственного экзамена, вылечить головную боль, активизировать сексуальные желания - и вообще сбалансировать чакры.

В зарубежном интернете бинауральные ритмы предлагается прослушивать, совмещая их с приемом препаратов, «изменяющих сознание» - Викодином, Оксиконтином и другими наркотическими анальгетиками. В более безопасном для здоровья варианте бинауральные ритмы сочетаются с белым шумом, звуками природы, медитативной музыкой и другими подобного рода звуковыми эффектами.

Факт!

Специалисты отмечают, что в создании аудиофайлов с бинауральным ритмом ничего сложного нет. Существуют несложные программы с открытым исходным кодом, которые позволяют взять пару простых тонов с нужной частотой и добавить к ним фоновым белый шум.

Возникает вопрос: есть ли эффект от всех этих аудиозаписей?

Главный миф бинауральной терапии

Итак, мы знаем, что мозг при определенных условиях может генерировать акустическую иллюзию. Этого ритма нет на самом деле, но мы его «слышим». Предполагается, что если действительно проиграть клеткам мозга заданный ритм, они изменят свою активность в заданном режиме. На этом построена идея бинауральной терапии.

Но что значит - «менять активность» для живой клетки? Это значит, что в клетке активизируются одни биохимические реакции и замедляются другие, меняется электрический потенциал мембраны, ее проницаемость для ионов и т. п. Можно ли запустить все эти многочисленные процессы при помощи электромагнитного импульса? В принципе, можно, но контролировать, управлять этими процессами - нельзя. То есть, некоторые состояния клеток головного мозга приводят к возникновению мозговых волн. Но не наоборот: мозговые волны не гарантируют достижения определенного состояния головного мозга. Нельзя оглушить человека звуком определенной частоты и вызвать у него тем самым острый приступ счастья.

Но как же так, возражают сторонники бинауральной терапии, вот же исследования, где запись бинаурального ритма меняет энцефалограмму головного мозга! Но при внимательном рассмотрении условий экспериментов оказывается, что полученные результаты крайне изменчивы и вполне могут зависеть от осознанной реакции человека на звук. В тех же исследованиях, где соблюдались правила постановки эксперимента, разницы между контрольными и экспериментальными группами обнаружить не удавалось.

Еще одно возражение поклонников бинауральных ритмов: я слушал - и мне стало хорошо (я расслабился, заснул, проснулся, решил задачку и т. п.). Увы, к научным доказательствам такой подход не имеет отношения. Ученые указывают, что при использовании записей с медитативной музыкой, белым шумом и прочими звуками полученный эффект будет скорее вызван именно этим звуковым сопровождением. В остальных случаях речь идет о плацебо - и это особенно актуально в том плане, что бинауральной терапией увлекаются в большинстве своем люди со специфическим складом психики.

Так есть ли эффект от записей бинауральных ритмов?

Есть. Как любая звуковая стимуляция, запись бинаурального биения отвлекает человека, является дополнительным фоновым стимулом.

Индийский ученый Aditya Shukla считает, что дополнительную фоновую стимуляцию можно использовать людям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Таким людям сложно концентрироваться, но если предоставить им дополнительную фоновую стимуляцию (белый шум, бинауральные ритмы, звуки природы, бубнящее радио и т.п.), часть рассеянного внимания пациента с СДВГ будет уходить на обработку этих фоновых стимулов. Это позволит ему лучше сконцентрироваться на решении задачи. Но это усиление концентрации не будет результатом действия бинаурального ритма и продлится не более 10 минут. При дальнейшем воздействии на мозг человек начинает испытывать чувство истощения.

Как и любая музыка, бинауральные ритмы могут вызывать определенные эмоциональные и психические реакции. Люди любят одну музыку и не любят другую, засыпают под то, что возбуждает других, медитируют под музыку или занимаются спортом. Это значит, что можно найти такую музыку - и такие бинауральные ритмы в виде аудиофайла - что данный конкретный человек будет чувствовать себя более расслабленным или, напротив, активизироваться. Некоторых людей можно даже убедить, что та или иная запись лечит головную боль - и она действительно будет облегчать их страдания, но при этом не справится с истинной причиной головной боли, а обезболивающий эффект невозможно будет воспроизвести на других пациентах.

Выводы

Не стоит рассчитывать на записи бинауральных ритмов, как на лекарство. Но если они облегчают конкретному человеку процесс засыпания или, наоборот, помогают ему сосредоточиться, то почему бы их не использовать? Другое дело, что болезни они не лечат - ни физические, ни душевные.


© 2024
youngforyoung.ru - Медицинский портал - Будьте здоровы