09.12.2023

Стресс и стадии его развития. Виды стресса. Как стресс влияет на человека


Стресс – одна из основных причин психосоматических заболеваний. Ему подвержены все группы населения, независимо от пола, возраста или профессии. Длительное и интенсивное стрессовое состояние, или дистресс, приводит к повышению давления, нарушениям сердечного ритма, проблемам с пищеварением, гастритам и колитам, головным болям, снижению либидо.

Главная причина стресса – в обилии ситуаций, которые воспринимаются нами как опасные, в сочетании с невозможностью адекватной реакции на них. При этом запускаются механизмы, призванные мобилизовать все силы организма. Они и приводят к появлению вышеперечисленных симптомов.

Главный физиологический механизм реализации стресса – гормональный. Стресс начинается с значительного выброса адреналина и норадреналина. Соответственно и проявления его – это характерные для действия адреналина эффекты. Реакция организма на стресс одинакова у всех людей. Поэтому можно выделить три основные стадии стресса. Их описал ещё Ганс Селье в 1936г.

Эта стадия – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение. В случае быстрого разрешения ситуации или возможности естественной реакции на стрессор (бегство, драка или любая другая физическая активность) эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительная, без возможности адекватной реакции или чрезмерно сильная – наступает истощение резервов организма. Чрезвычайно сильные стрессоры, особенно физиологического характера (переохлаждение или перегрев, ожоги, травмы), могут привести к летальному исходу.

Стадия сопротивления (резистентности)

Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального. Физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень, мобилизуются все системы организма. Психологические проявления стресса (тревога, возбудимость, агрессия) уменьшаются или вовсе исчезают. Однако возможности организма к адаптации не бесконечны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

В некотором роде сходна с первой стадией стресса. Но в этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть. При преобладании психологических причин стресса декомпенсация проявляется в форме тяжелой депрессии или нервного срыва. Динамика стресса на этой стадии необратима. возможен только с посторонней помощью. Она может заключаться в устранении стрессора или помощи в его преодолении.

Причины стресса

Традиционно причины стресса подразделяют на физиологические (биологический стресс) и психологические (психоэоциональный). К физиологическим относят непосредственные травмирующие воздействия и неблагоприятные условия окружающей среды. Это могут быть жара или холод, травмы, дефицит воды и пищи, угроза жизни и другие факторы, прямо влияющие на состояние здоровья.

В современных условиях гораздо чаще встречаются психологические причины стресса. Выделяют информационную и . Их объединяет отсутствие прямой угрозы здоровью, большая длительность воздействия стрессоров и невозможность естественной реакции на стресс. Конфликты, непомерная рабочая нагрузка, необходимость постоянно генерировать идеи или наоборот, слишком монотонный труд, высокая ответственность приводят к постоянному напряжению резервов организма. Психосоматические заболевания в большинстве случаев развиваются именно как исход психологического стресса.

В последнее время реакцию организма на проживание в неестественных условиях всё чаще выделяют в отдельный вид – экологический стресс. Среди его причин не только загрязнение воздуха, воды и пищи. Проживание в высотных домах, активное использование транспорта, бытовой техники, электроприборов, изменение ритма сна и бодрствования в течение длительного времени оказывают пагубное влияние на организм человека.

На первой стадии стресса человек вполне может справиться с ним самостоятельно. А уже начиная со второй ему необходима поддержка и помощь со стороны. Терапия стресса обязательно комплексная и включает как лечебные мероприятия, так и , и изменения в образе жизни.

Терапевтические мероприятия при биологическом стрессе ограничиваются устранением травмирующего фактора и медицинской помощью. Благодаря отсутствию длительных гормональных нарушений организм может восстановиться самостоятельно.

В случае с психологическим и экологическим стрессами необходимы комплексные лечебные мероприятия.

  • Изменение образа жизни. Первое и главное условие успешного выздоровления. Подразумевает перемены во всех областях жизни, приближение их к более естественным: отход ко сну не позднее 23.00, изменение рациона в сторону большего потребления минимально обработанных продуктов, борьба с лишним весом, повышение физической активности, уменьшение потребления алкоголя и т.д.
  • Физические упражнения – ключевой метод борьбы со стрессом. При физической нагрузке включается естественный механизм утилизации адреналина. Таким образом можно не допустить возникновение стресса или значительно уменьшить его проявления. Более того, при нагрузках продолжительностью более 20-30 минут начинают выделяться эндорфины – гормоны счастья и удовольствия. Непосредственный вид физической активности выбирается индивидуально, исходя из возможностей конкретного человека, он может варьироваться от прогулок до активной работы в тренажерном зале.
  • Психологическая помощь заключается в обучении методикам релаксации и прощения, облегчении переживания конфликтных ситуаций.
  • Медикаментозное лечение необходимо при присоединении соматической патологии и подбирается индивидуально.

Стрессовые состояния - неизбежная часть существования живого организма. Среди них бывают не только отрицательно воздействующие на человека, но и позитивные. Чтобы избежать негативных последствий стресса, необходимо уметь управлять им. Приемы предупреждения и устранения отрицательного влияния стресса зависят от стадии данного состояния. В современной психологии это направление предлагает четкий структурированный подход к пониманию механизма развития стресса и управления им.

Что такое стресс?

Стереотипное восприятие понятия "стресс" как комплекса неприятных событий и связанных с ними переживаний, физического и психологического дискомфорта, искажает подлинный смысл этого термина. Реакция организма на любой интенсивный раздражитель, требующий приспособления и адаптации, связана со стрессом. С этой точки зрения сильный порыв холодного ветра, который заставляет поднять воротник и глубже натянуть шапку - тоже стресс. Реакция, которую он вызывает, является адаптивным механизмом, который включается рефлекторно или осознанно. В случае, если не удается быстро найти способ приспособиться к воздействию раздражителя, возникает ощущение дискомфорта. Получается, на бытовом языке название "стресс" закрепилось не за действием, вызывающим реакцию, а за неудачным опытом адаптации к нему.

Стрессы бывают и позитивными. Внезапно свалившееся на человека богатство - это тоже сильный стресс, как и появление новых возможностей, изменение статуса. Все эти изменившиеся условия потребуют приспособления и адаптации. Радость материнства - мощнейший стресс и на физическом и на эмоциональном уровнях. Послеродовая депрессия - результат неуспешного преодоления и признак дезадаптации к новой роли, появившимся обязанностям, ограничениям и ответственности.

Стрессовое воздействие активизирует все силы организма, требует быстрого поиска адаптационных возможностей. Во время оперативного поиска средств приспособления к изменившимся условиям активизируется деятельность систем внутренних органов. Особенно интенсивно начинают работать надпочечники, гипоталамус и гипофиз, выбрасывая высокое количество гормонов. За счет этого люди способны принимать быстрые решения в сложных ситуациях.

Благодаря успешному поиску механизмов приспособления происходит развитие эмоциональной и психологической сфер человека, укрепляются и совершенствуются его физические возможности. Это направление в психологии активно развивает отечественный психолог Олег Торсунов. Согласно его концепции, говорить о необходимости полного избавления от стресса нельзя. Это сделает человека более беззащитным, неспособным к адаптации в меняющихся условиях. Развитость адаптационного механизма - обязательное условие выживания и эволюционного развития.

Неумение правильно управлять своим состоянием в таких условиях ограничивает адаптационные возможности и сокращает потенциал развития, который открывается благодаря успешному проживанию стресса.

Но чрезмерные систематические стрессовые нагрузки оказывают истощающее влияние на психику человека и на его организм в целом.

Этапы развития стресса по Г. Селье

Стрессы разнообразны по характеру и причинам возникновения, но все они развиваются по общей логике. Впервые систематизировать имеющиеся данные об особенностях стрессов удалось канадскому ученому Гансу Селье. В 1936 году он опубликовал результаты многолетних наблюдений за реакцией живого организма на стресс. Были проанализированы эмоциональные, психологические изменения в стрессовых ситуациях и физиология реакций в условиях избыточных нагрузок. Это позволило сделать вывод о трехфазной структуре развития реакции под воздействием избыточных раздражителей, получившей название "триада Селье".

В первых своих работах о триаде ученый применял термин "адаптационный синдром" и понимал под ним способность живого организма приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, мобилизуя имеющиеся ресурсы. Механизм развития реакции на стресс, по наблюдениям исследователя, оказался общим для людей, животных и растений и состоял из трех последовательно сменяющих друг друга стадий:

  • тревожная (alarm-reaction);
  • резистентная (stage of resistance);
  • истощения (exhaustion).

Стадии стресса по Г. Селье

Оригинальные английские названия фаз стресса позволяют точнее понять их особенности.

На стадии тревоги срабатывает механизм, напоминающий по своему действию пожарную сигнализацию. Наступает осознание того, что привычные условия сильно изменились. Это не обязательно чувство опасности. Неожиданное появление долгожданного гостя неизбежно вызовет шквал эмоций и подтолкнет к активным действиям, хотя сама ситуация никаких угроз не представляет. Возникают острые стрессовые реакции, диапазон которых очень широк - от невероятной активности до полного ступора. В это время живой организм подключает все имеющиеся резервы, интенсивно работают все системы, в кровь выбрасывается огромное количество гормонов для стабилизации состояния.

Постепенно реакция становится более уравновешенной. Стресс переходит в стадию резистентности, когда организм устойчиво сопротивляется внешнему воздействию. На протяжении этого этапа предпринимаются действия, направленные на приспособление к новым условиям. В зависимости от эффективности адаптации поведение может быть реорганизовано и дезорганизовано. В первом случае принято говорить об эустрессе, когда мобилизация всех ресурсов позволила полностью адаптироваться к новым условиям и войти в зону комфорта. В случае, если приспособиться не удалось, возникает дистресс, проявлениями которого становятся паника, уныние, ухудшение физического самочувствия, снижение эмоционального фона. Целенаправленная активность разрушается, адаптационный механизм не срабатывает. На протяжении всей резистентной стадии организм работает на пределах своих возможностей. Его активность намного выше, чем при обычном уровне сопротивляемости. Процесс адаптации требует максимального напряжения физической и эмоциональной сфер.

Поэтому после того, как фаза приспособления завершилась, наступает стадия истощения. Ее протекание зависит от результатов, полученных на предыдущем этапе. При благополучной адаптации может возникать ощущение усталости, сонливости, опустошенности. Если приспособиться к стрессору не удалось, наступает эмоциональный коллапс, отрицание, ощущение безысходности, тоски, развивается депрессия. С безуспешным опытом адаптации связаны и многие соматические заболевания. Если стресс был мощным, а неспособность эффективно приспособиться привела к фатальным последствиям, на стадии истощения высок риск развития личностных деформаций и расстройств психики.

Расширенная модель адаптационного синдрома

Анализируя фазы развития стресса, ученые исследуют механизм реакции живого организма на интенсивный раздражитель, воздействие которого требует адаптации к новым условиям.

Триада Селье характеризует только основные этапы адаптационного синдрома.

Исследования стадии перехода от резистентной стадии к истощению позволили расширить триаду Селье. Работы отечественных ученых Л. А. Китаева-Смыка, Л. Е. Панина, А. М. Карпова дают более точно представление о том, как именно происходит процесс адаптации.

Расширенная модель триады Селье

Первые две фазы совпадают с триадой Селье: с момента начала негативного воздействия возникает первичный шок (соответствует аларм-стадии), который сменяется фазой адаптации (резистентности). В расширенной модели данная стадия включает фазы компенсации и нарастания. Первая представляет собой осознание успешной адаптации к стрессору. Если негативное воздействие продолжается и механизм приспособления не найден или недостаточно эффективен, происходит нарастание утомления, которое может завершиться разрушением. Если адаптация прошла успешно, воздействие стресса прекращается. Согласно данной концепции, эффективная компенсация позволяет избежать фазы истощения.

Особенности хронической дезадаптации

Триада Селье и расширенная модель адаптационного синдрома относятся только к острым стрессам, которые воздействуют на живой организм единовременно. При хроническом стрессе происходит наложение воздействия нескольких стрессоров. Стрессовые ситуации могут возникать одновременно или следовать друг за другом, не оставляя возможности полноценно пройти все фазы адаптации. Поэтому этапы развития хронического стресса совершенно иные, поскольку требуют адаптационной реакции на протяжении длительного времени.

Отечественный учений Л. А. Китаев-Смык установил, что под воздействием хронического стресса параллельно с классической триадой Селье возникают другие реакции, цель которых - приспособление не только к интенсивности раздражителя, но и к продолжительности его воздействия.

Адаптационная активность при длительном стрессе

На схеме цифрой 1 обозначена эмоциональная активность, которая возникает при начале воздействия стрессора (соответствует аларм-стадии по Селье). После этого наступает фаза резистентности, которая требует сосредоточенности и относительной эмоциональной пассивности (2). Но из-за того, что в данном случае стресс имеет хронический характер, в этот же момент начинается воздействие другого стрессора, которое вызывает снова острую эмоциональную реакцию (3).

К первым двум стрессам присоединяется третий (4), чевертый (6) и так далее. В результате фазы эмоциональной пассивности, которая необходима для эффективной адаптации к условиям хотя бы одного из стрессоров, может так и не наступить. Такая ситуация крайне опасна. Поэтому, находясь в условиях хронического стресса, необходимо проводить разграничение негативных воздействий, делить всю сложную ситуацию на несколько мелких. При таком подходе больше шансов обеспечить переход в продуктивную фазу адаптации, для которой необходимо отсутствие острой эмоциональной реакции и рациональный подход к поиску способа приспособления (5, 7).

В этом смысле можно говорить, что организация своих действий в условиях хронического стресса - отдельная большая триада Селье, в которой сначала возникает ощущение паники от количества проблем (аларм-стадия), после чего необходима успешная адаптация в сложным условиям, отключение непродуктивных эмоций и поиск путей решения проблемы (стадия резистентности), которая либо завершится полной компенсацией, либо приведет к истощению.

Типы приспособления

Поскольку реакция на стресс у людей зависит от их темперамента, прошлого опыта адаптации и массы внутренних и внешних факторов, в психологии принято говорить о различных типах приспособления.

В соответствии с типом реагирования разделяют:

  • реакцию вола;
  • реакцию льва;
  • реакцию кролика.

Фазы стресса в зависимости от личностных характеристик человека

Люди с реакцией вола находятся в ситуации хронических негативных воздействий. Они приспособились к этому за счет удерживания среднего уровня напряжения с небольшими всплесками и кратковременными периодами пассивности. Такие люди способны сохранять спокойствие и выполнять рутинную работу, но решить сложную задачу в короткое время они не смогут. Этот тип адаптации к стрессу подходит для людей, работа которых связана с выполнением повторяющихся операций, постоянным контролем за рутинным ходом событий, своевременной реакцией на незначительные отклонения от нормы. Стресс вола неэффективен в условиях, когда чередуются периоды спокойствия и острых стрессов, требующих активных и оперативных действий.

Люди с реакцией льва находятся под воздействием периодически возникающих очень интенсивных стрессов, преодоление которых требует приложения максимума усилий. На пиковой фазе активности им приходится выйти на предельный уровень своих адаптационных возможностей, чтобы решить возникшие проблемы. После того, как задача выполнена, наступает период длительной пассивности, который закончится только с возникновением нового стресса. Такой тип характерен для руководителей, людей творческих специальностей. Стресс льва неэффективен в условиях хронического стресса и рутинной работы.

Реакция кролика характерна для людей, решающих все проблемы путем самоустранения. Они готовы отказаться от каких-либо благ, если в новых условиях для их сохранения потребуются дополнительные усилия. Фаза резистентности у них невероятно коротка и заключается в принятии решения не бороться, не противостоять, не искать возможные варианты, а просто согласиться с тем, что предлагают. Это самая короткая по времени тактика, безобидная в условиях мелких бытовых проблем. В деловых вопросах она приведет к серьезным потерям.

Тот или иной тип реакции иногда характерен для человека во всех ситуациях, а может сознательно выбираться для наиболее эффективного решения проблемы с учетом ее особенностей.

Понимание механизма протекания стресса и осознание логики его развития - основной инструмент управления развитием событий и успешной адаптации к меняющимся условиям.

Стресс - целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».


Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат - «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

В стрессе выделяют 3 фазы:

1. Реакция тревоги;

2. Фаза стабилизации;

3. Фаза истощения.

На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния . Их основной источник - информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове-ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек-тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается це-лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо-вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че-ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш-нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз-действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци-альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально - психологического функционирования отношений.

Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во-вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

Таким образом, очевидно, что стресс - это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями - как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический . Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный . Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач. На втором этапе — стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти.

Этапы развития стрессового состояния у человека:

  • нарастание напряженности;
  • собственно стресс;
  • снижение внутренней напряженности.

По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется па “противоположный знак”.

Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).

На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая)...”).

Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы “в стрессовом угаре”.

Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как “включается” стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного “оружия”. Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех “в несуществующих грехах”.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый “стресс льва”. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение (“стресс кролика”).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Методы борьбы со стрессом

— это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.

Если вызывающая стресс ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сконцентрировать усилия на том, чтобы изменить ее. Если ситуация не зависит от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.

В большинстве ситуаций стресс проходит несколько стадий.

  1. Фаза тревоги. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.
  2. Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.
  3. Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.

Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека .

Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.

К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса . Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса , например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.

Осведомлён - значит вооружён. Перефразируя известную пословицу, познакомимся с этапами развития ✅СТРЕССА, чтобы меньше паниковать и сохранять спокойствие.

Стрессовое состояние знакомо почти каждому, и оно обычно становится основой для появления каких-либо психосоматических патологий. Человек в подобной ситуации нуждается в помощи, которая зависит от того, на какой стадии стресса будет начата терапия. Фаза влияет на подбор приемов, направленных на предупреждение прогрессирования состояния и избавление от его негативного влияния на организм.

Когда развивается стрессовое состояние

Формирование стресса вызывается физическими или психологическими причинами.

К первой группе относятся:

  • ожог;
  • перелом кости;
  • сильные боли;
  • оперативное вмешательство;
  • значительное переохлаждение или перегрев;
  • сепсис;
  • инфекционные заболевания, особенно трудно протекающие;
  • переутомление, тяжелая физическая профессиональная деятельность;
  • сильное загрязнение окружающей среды.

Психологические факторы весьма многообразны и делятся на две подгруппы: внутренние и внешние.

К первым относятся:

  • сильный и резкий испуг;
  • разочарование;
  • наличие внутреннего конфликта;
  • стремление к перфекционизму;
  • пессимизм;
  • дисбаланс между собственными ожиданиями человека и реальностью;
  • завышенная или заниженная самооценка;
  • давление со стороны окружающих;
  • чувство отсутствия чего-то важного в жизни;
  • невозможность самореализации и самовыражения.

Внешние факторы включают в себя:

  • действие угрозы жизни или здоровью;
  • нападение со стороны человека или животного;
  • конфликтные ситуации на работе или дома;
  • финансовые проблемы;
  • военное положение в стране;
  • катастрофы природного или техногенного вида;
  • бракоразводный процесс.

Фазы развития стресса

Состояние стресса различно по характеру и этиологии, но принцип его формирования однотипен. Над систематизацией основных стадий стресса работал Г. Селье, по его схеме ориентируются в терапии данного состояния. В связи с этим фазы именуются также триадой Селье.

Три стадии стресса называются: тревожной, резистентной и этапом истощения.

1 фаза – тревожная

Стресс начинается с этапа тревоги. Она состоит из реакции органов и систем на повышенную секрецию стрессовых гормонов, что готовит его к дальнейшей самозащите или побегу. Участие в формировании этой фазы принимают в первую очередь два гормона:

  • адреналин;
  • норадреналин.

Они синтезируются надпочечниками.

Участвуют пищеварительный тракт и иммунная система. Происходит резкое снижение способности организма сопротивляться действию патогенных факторов, что повышает шансы развития каких-либо заболеваний. Пропадает аппетит, пища хуже усваивается и нарушается ее выведение.

В это время также осуществляется мобилизация некоторых ресурсов, значительно улучшается восприятие информации, внимание и память. Наблюдается феномен гиперактивности мышления, когда происходит повышение способности к анализу ситуации и вариантов действий, процесс принятия какого-либо решения становится более эффективным.

2 фаза – резистентная

Когда завершается первая стадия развития стрессового состояния, начинается вторая – резистентная (сопротивления или адаптации). Организм функционирует в режиме, похожем на нормальный. Он словно привыкает к стресу, а психологические черты, представленные тревогой, повышенной возбудимостью и агрессией, малозаметны или отсутствуют. Активность всех систем повышена и находится на максимуме своих возможностей.

3 фаза – истощения

Заключительный в формировании стресса этап – истощение. Все мобилизованные резервы организма ослабевают, не выдерживая нагрузки.

Изменения психологического состояния делятся на два дополнительных этапа: расстройства и деструкции.

  • На первом происходит снижение продуктивности в какой-либо деятельности. Затрудняется процесс поступления и обработки информации, ухудшается память. В это время встречается несколько феноменов. Первый из них – блокада прошлого опыта, когда происходит ухудшение возможности получать ответ из собственной долговременной памяти. Другой феномен называется репродуктивизацией мышления. При этом человек вместо того, чтобы искать урегулирование какого-то вопроса, пытается вспомнить другие решения, которые принимал ранее. Последний феномен – уплощение мышления, когда утрачивается способность к подаче оригинальных идей и мыслей.
  • Второй этап – деструкция, когда происходят значительные нарушения в психических процессах. Возникает блокада восприятия, памяти и мышления, которую также называют интеллектуальным ступором, чередующимся с амнезией. Деструкция проходит по типу гипервозбуждения или гиперторможения. Первый вариант характеризуется хаотичным, импульсивным поведением без смысла. Для второй версии типично состояние оцепенения, когда человек просто перестает воспринимать себя как часть какой-то ситуации. Одновременно с этим физиологическое истощение становится причиной развития новых и обострения старых соматических патологий.

Терапевтическая помощь при стрессовом состоянии

С первой стадией стресса человек справляется самостоятельно. Для этого ему нужен отдых, отграничение себя от стрессового фактора и здоровый сон.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

На второй и третьей стадии без сторонней помощи уже не обойтись . В соответствии с состоянием организма, причинами стресса и фазой психотерапевт разрабатывает схему регулярных встреч с больным, используя методики расслабления и восстановления душевного равновесия, которые, по его мнению, подходят пациенту. Также он дает рекомендации по коррекции образа жизни и упражнениям для выполнения дома. При необходимости врач назначает соответствующие лекарственные средства.

Стресс – неотъемлемая часть жизни, но степень его воздействия различна в зависимости от фазы. Для помощи человеку в этом состоянии необходимо воздействие на первопричины стресса и выбор методов лечения, соответствующих одной из трех стадий. Немаловажна и профилактика, включающая в себя поддержание правильного питания, нормального цикла сна и бодрствования, а также соблюдение баланса между работой и отдыхом.опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet


© 2024
youngforyoung.ru - Медицинский портал - Будьте здоровы