22.01.2024

Сколько октав в голосе человека? Зачем певцу знать, какой у него диапазон голоса? Какой октавы голос ирины круг


Данный текст является плодом нездоровой идеи написать некий фак для тех, кто не занимается вокалом, не интересуется упражнениями и терминологией, но любит музыку и не прочь напеть любимые песни под гитару. Или оценить возможности вокалистов любимых групп и их место в вокальной иерархии. Наконец, для тех кому просто интересно, чем тенор в принципе отличается от баса.

Здесь я не буду нудеть о таких радостях, как дыхание, "опора", "купол" - о них и так написано дофига, причем понять из написанного ниче невозможно, пока пару лет сам не поообламываешь рога об эти вещи.
Я просто по-возможности доступно расскажу о том, как устроен изнутри певческий голос и какие голоса встречаются в дикой природе.
В общем, я попытаюсь написать такой текст, который в свое время весьма бы пригодился мне, но почему-то тогда на глаза не попался.

Начнем с самого простого, понятного и интересного. Диапазон. Какой вообще бывает диапазон у певческих голосов? Вы удивитесь но он, в общем, достаточно невелик. Профессиональному оперному певцу полагается иметь 2 октавы. Причем произведений, реально задействующих эти две октавы целиком сравнительно немного. Обычно нужна где-то октава-полторы. Ну а в попсе, у бардов и в русском роге - бывает и полоктавы достаточно.

Две октавы - это много или мало? Для сравнения: классическая гитара позволяет извлечь 3.5 октавы, электро ~ 4, мой синтезатор "Ямахо" - 5 октав, фортепьяно ~7.3 октавы.
Кажется немного. На самом деле тут следует пояснить, что такое "диапазон профессионального певца". Под этим подразумеваются такие ноты, которые он споет, будучи разбуженным посреди ночи с простудой и с тяжкого бодуна. Т.е. такие ноты, которые всегда при нем и которые он уверенно издает, приходя день за днем на работу. Кроме того, само собой подразумевается красивое, музыкальное, правильное звучание всех нот диапазона, а еще выровненное по тембру и динамике (т.е. громкости). А также "полетное", т.е. голос профессионального оперного певца должен быть всегда слышен зрителям в последнему ряду. Нет, это не то же самое, что "громко".
Итак, заполучить эти две октавы - серьезная работа, на которую тратятся годы в муз. училищах и консерваториях.

Вообще говоря, кроме упомянутых двух "профессиональных" октав, в голосе могут быть еще дополнительные ноты. Снизу или даже сверху. Но их немного, вряд ли больше терции туда или обратно. Чаще эти ноты бывают у женщин, у них диапазон чуть побольше. Так или иначе, современный оперный материал эти ноты не востребует (под "современным" я тут понимаю нынешний репертуар оперных театров, фактически с рядом оговорок можно считать, что "современная" опера начинается с композитора Верди).

А как же быть с периодически встречающимися рассказами о певцах с диапазонами в 3-4-5 октав? Да так и быть. Спросить, как меряли данный диапазон. А меряли его, скорей всего, с включением всех непевческих звуков. То бишь от отрыжки до визга при прижатии дверью. Обычно подобные утверждения - либо реклама, либо мальчики и девочки на форумах меряются друг с дружкой виртуальными приборами.

И есть еще одна вещь, о которой надо тут сразу упомянуть. Так сказать, третья октава из кустов. Фальцет.
В общем, это такой режим работы мужского голоса, когда он звучит как женский. Ну, все слышали Витаса?
Или вот послушаем одного из лучших вокалистов в современном роке - Мэта Беллами, мастерски владеющего фальцетом и легко переходящего с него на основной голос, что вкупе с его тенором и дает 3 октавы.

В приведенной вещи все спето фальцетом

Мужской академический вокал использование фальцета не подразумевает, разве что в качестве характерной краски. В любом случае, в диапазон эти ноты не включаются. Хотя бывает так, что мужик целиком поет все фальцетом, т.е. женским голосом. Таких кадров называют контр-тенорами, обычно они поют репертуар сопрано или меццо-сопрано и по звуку от них малоотличимы.
Чтоб не забыть про женщин, надо сказать, что у них есть свой "фальцет" - называется свистковый регистр, используется крайне редко.

В этом месте хотелось бы чуть подробнее рассказать о типах голоса, раз уж пошла такая бадяга. По-большому счету их 6: три мужских (от высокого к низкому - тенор, баритон, бас), три женских (сопрано, меццо-сопрано, контральт дел... контральто). Каждый мужской голос примерно на октаву ниже соответствующего женского. Правда тут надо иметь в виду, что каждый из типов голосов делится еще минимум на два: лирический (высокий, светлый) и драматический (низкий, более плотный и сильный). Максимум же голоса делятся на стопицот разновидностей, в зависимости от гикнутости того или иного исследователя. Больше всего разнообразия наблюдается среди сопран и басов, что логично.

Большинство мужиков по статистике баритоны. Так что, если вы - мужык, то, скорей всего, вы - баритон, если нет причин подозревать обратное. Если есть причины, то, вполне возможно, все равно баритон - точно тип голоса может определить только специалист, и то, бывает, промахиваются. Т.е., если вы в разговоре все время басите, то это совсем не значит, что вы бас, а не тенор. Кроме того, в чистом виде перечисленные типы голосов встречаются редко, обычно что-то посередине между басом и баритоном, либо тенором и баритоном. Бывает и так, что певец начинает карьеру баритоном, а продолжает тенором. Классический пример - Пласидо Доминго.

Женщины же в большинстве своем обладают высоким голосом - сопрано. Меццо встречаются на порядок реже, а контральто ныне и вовсе вымирающий вид, сейчас их уже не особо и отделяют от меццо.

Обычно в процессе постановки голос приводят к звучанию, характерному для его типа, т.е. тенор орет тонким голосом, а бас бубнит толстым. Хотя в принципе это необязательно, можно пытаться изображать звук не своего типа, просто для каждого голоса есть свой как бы оптимальный тембр.
Меццо от сопрано по звуку отличить сложнее, а бывает и совсем нельзя.

Что касается современной эстрады, как рока, так и попсы - она почти полностью состоит из теноров или косящих под теноров. По-видимому, высокий голос больше соответствует эротическим фантазиям целевой аудитории (из девочек-подростков). Хотя в советской эстраде, да и в зарубежной середины XX века, было много баритонов. Некоторые из них (Гопзон, Лещенко) до сих пор паяют.

Насколько же отличаются друг от друга голоса по диапазону? На самом деле, не так сильно, для "соседних" голосов примерно на терцию, т.е. на 1.5-2 тона. В октаве, напоминаю, 12 полутонов или 6 тонов. Но надо понимать, что терция это немного, если брать ее с серединки диапазона, а вот если с верхней ноты - так там каждый полутон дается, как подъем на Эверест.

Наконец, последняя вещь насчет типов голосов. В общем, классификация данная применяется в академической музыке по одной причине: партии пишутся под тот или иной тип голоса, и соответственно причисление певца к тому или иному классу определяет оптимальный для него репертуар. В эстраде все иначе, там материал часто пишется под данного конкретного исполнителя (нередко им самим), и тут совершенно неважно, тенор он или колоратурный бас - есть возможность подобрать удобный материал под конкретный голос, а не под тип. Поэтому достоверно узнать, какой голос у того или иного исполнителя часто проблематично. А меж тем это иногда бывает полезно при перепевании чужого материала, так сказать сопоставить возможности оригинального исполнителя со своими.

Все, на сегодня устал. Во второй части попытаюсь написать о структуре голоса и о понятии тесситуры, а также сделать ряд практических выводов.
Надеюсь на бурное обсуждение текста, небольшой срачик в комментах также бы не помешал.

Напоследок предлагаю послушать хороших исполнителей.

Сергей Лемешев, лирический тенор.

Муслим Магомаев, баритон.

Федор Шаляпин, высокий бас.

Анна Нетребко, сопрано.

Елена Образцова, меццо-сопрано.

Отвечу на вопрос в твиттере: " "Знатоки" музыки утверждают, что у Хьюстон диапазон 5 октав, у Анохина - 3,5, а у Домогарова - 2)".

Сначала немного о терминах. Основной, натуральный, естественный голос человека называют грудным. Грудной голос характеризуется тембром, обертонами. Строго говоря, голосовым диапазоном считается диапазон именно грудного голоса. Есть еще так называемый фальцет - голос верхнего головного регистра, это как бы искусственный голос, который получается особенным напряжением голосовых связок. Считается, что фальцет - это у мужчин, а у женщин такой голос называется по-другому. Как? Иногда женский фальцет называют субтоном. Но так как субтон - это все-таки более широкое понятие, а однозначного термина женского фальцета почему-то нет, то я его буду называть просто фальцетом. Еще есть так называемый микст - как бы микс между регистрами, переходные ноты в другой регистр, а иногда и сами ноты в головном регистре, умело окрашенные грудным тембром.

Итак - по сути вопроса. Про диапазон в пять октав могут утверждать только те, кто музыкальные инструменты видели издалека). Прочитали в интернете, мож, там кто-то выразился метафорически, мож, кто-то регистрировал рекорды, используя опять же все приемы (включая фальцет), которые к пению имеют весьма условное отношение, - по-хорошему пять октав рабочим диапазоном воспроизвести нереально. Вот, например, Сергей Пенкин хвастает, что он берет почти четыре октавы. Но именно берет, пытается петь. Но это уже не пение, а какая-то установка рекордов диапазона, причем рекорды он пытается взять не голосом, а хрипом (типа могу низко) и вот фальцетом (типа могу высоко). Ему не до песен, - он просто показывает, как он может, сколько он может. Лучше б не делал этого). Ну, как говорится - каждому свое). В принципе пищать фальцетом, как Пенкин, после небольшой тренировки может любой вокалист... кому не стыдно пищать). Но это не рабочие ноты. Просто у Пенкина такое спортивное пение. Или вот Витас. У него тоже небольшой естественный голосовой диапазон. Но ему придумали фишку с "ультразвуком") - тоже фальцет. Если отсчитать от его рабочих нот до этого "ультразвука" диапазон, то тоже можно сказать, что у Витаса широкий диапазон, а у Пенкина - еще больше, но это не так. Вот Хьюстон умела пользоваться фальцетом так, что не поймешь, где грудной голос, а где фальцет. Она умела окрасить тембром и фальцет, он как бы рабочим становился, поэтому диапазоном Хьюстон можно считать и фальцет. А вот у Витаса с Пенкиным фальцет куцый, без тембра, - они просто кичатся типа высокими нотами, рассчитывают произвести впечатление на несведущих слушателей. Что, впрочем, им часто удается).

Как правило, рабочий диапазон вокалистов - около двух октав (грудной голос). Плюс-минус два-три тона в зависимости от самочувствия, состояния связок. Уитни Хьюстон умело пользовалась фальцетом, он был у нее насыщенный и густой, поэтому можно утверждать, что у Хьюстон рабочий диапазон от 2.5 до 3 октав. Лепс, например, тоже хорошо использует свой фальцет и микст, он у него тоже обертонистый. Поэтому у Лепса тоже фальцет можно считать его рабочим диапазоном - это примерно 2.5-3 рабочие октавы. Это очень много. Валерий Анохин? Ну, не знаю...надо еще послушать, но вокалист он сильный.

Александр Домогаров фальцетом не поет (и слава Богу), у него красивый рабочий тембр. Но его диапазон всего около полутора октав (в хороший день). Из-за его небольшого диапазона у нас были проблемы с выбором тональности при записи дуэтов. Мне тоже хотелось петь, где мне удобно, я ведь тоже не Лепс). Но приоритет в выборе пришлось отдать ему. Я уж как-нибудь... подстроюсь. Я так решила - и все получилось).

Но! Уровень вокалиста - это не только количество октав или громкость голоса, как многие считают. Я уже не раз писала, что главнее - тембр, а также - чистота интонирования, манера и интонация, артистизм, харизма в конце концов. У многих певцов и певиц и диапазон широкий, и голос громкий, а слушать их не хочется... А вот, например, у Бернеса, Вертинского, Утесова, Криса Ри были небольшие диапазоны, негромкие голоса, они не использовали фальцет, однако, это не помешало им стать любимыми исполнителями. Примерно так.

В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения наград «Грэмми». Но радостным мероприятие не назовешь. Ведь за день до торжества ушла из жизни одна из самых талантливых поп-певиц всех времен. Великолепная, потрясающая, часто непредсказуемая Уитни Хьюстон.

Она родилась 9 августа 1963 года в Ньюарке, крупнейшем городе штата Нью-Джерси. Талант Уитни Элизабет Хьюстон проявился уже в детстве. Она появилась в «музыкальной» семье: ее мать Сисси Хьюстон была певицей, а кузина Дайон Уорвик считалась одной из самых успешных поп-исполнительниц 60-х. Подобно матери, маленькая Ниппи (такое ласковое прозвище дал девочке отец) пела в церковном хоре. Баптистская община Ньюарка гордилась талантливой прихожанкой: девочка и выглядела, как ангел, и голос у нее был неземной.

В конце семидесятых девушка начинает карьеру в шоу-бизнесе. Она выступает в качестве бэк-вокалистки певицы Чаки Хан и Джермена Джексона, старшего брата Майкла Джексона. В 1983 году Хьюстон встречается с главой лейбла Arista Records Клайвом Дэйвисом. Встреча оказывается судьбоносной. Дэйвис в восторге от молодой исполнительницы. Еще бы! Ведь диапазон ее голоса — пять октав.

Дэйвис предлагает ей контракт, и в 1985 году выходит дебютная пластинка под названием Whitney Houston. Пластинка приносит Хьюстон и первую «Грэмми» в номинации «Лучший женский вокал». Но по-настоящему грандиозный успех приходит к исполнительнице двумя годами позже, после выхода диска Whitney. Третий альбом I"m Your Baby Tonight (1990) и съемки в фильме «Телохранитель» (1992) окончательно закрепили за Уитни титул «самой успешной темнокожей звезды» начала 90-х. Ее I Will Always Love You не пели разве что грудные дети. Она красива, у нее божественный голос и она неплохая актриса. Что еще нужно знаменитости для счастья?

Но у славы есть обратная сторона, а чистота ангелов интригует демонов. Во время съемок «Телохранителя» певица увлекается кокаином и марихуаной. В 1992 году она выходит замуж за певца и продюсера Бобби Брауна. Этот брак фактически и стал для дивы началом конца. К чему еще мог привести союз поп-принцессы и «плохого парня»? К моменту свадьбы в биографии Брауна уже были многочисленные проблемы с законом и трое детей.

Уже через пару лет после рождения дочери Кристины Уитни и Бобби считались одной из самых скандальных пар американского шоу-бизнеса. Их совместная жизнь была бесконечным кошмаром, но у Уитни не было сил уйти от мужа… Развод состоялся только в 2007 году.

«Он плевал в меня, когда напивался, — вспоминала Уитни на ток-шоу Опры Уинфри в 2009 году. — В его глазах было столько ненависти ко мне. Но я его любила. Однажды я устроила праздник в честь Бобби. Он напился. И все старания сделать ему приятное обернулись против меня. Мы вернулись домой, он поднялся наверх и плюнул мне в лицо. Моя дочь видела это. Он был моим наркотиком».

Хуже всего, что ее наркотиком был не только муж. С зависимостью дива боролась все последние 20 лет. «Я помню, как ходила в одной пижаме на протяжении семи месяцев. Мы сидели с Бобби целыми днями дома и курили траву. Мы закупали ее килограммами», — каялась звезда перед Опрой впоследствии.

Уитни смогла выпустить еще два альбома, будучи замужем: My Love Is Your Love в 1998 и Just Whitney в 2002 году. Хотя звукорежиссерам пришлось немало постараться, чтобы скрыть хрипотцу в голосе.
В 2000 ее пригласили выступить на церемонии «Оскар». И в последний момент организаторы были вынуждены отказаться от затеи. На репетиции голос Хьюстон дрожал, но сама она этого не замечала. Вместо запланированной песни Over the Rainbow она исполнила другую композицию. В итоге музыкальный режиссер церемонии (и давний приятель Уитни) Барт Бакарах просто не решился выпускать диву на сцену.

Окружающим постепенно становилось ясно, что она никогда не станет такой, как прежде. Сама Уитни начала понимать, что ее голос уже не тот, только к тому моменту, когда наконец официально развелась с Бобби. От многомиллионного состояния почти ничего не осталось, да и друзей у нее практически не стало — многие устали от попыток вырвать ее из ада и вернуть к нормальной жизни.

И все же звезда делает отчаянную попытку вернуться. В 2009 году выходит ее седьмой, последний альбом Look To You. Успех был грандиозным. Хьюстон уверяла, что с наркотиками покончено. Она в отличной форме и готова порадовать публику мировым турне. Она отправилась на гастроли. Но было уже слишком поздно. Тур обернулся катастрофой. Концерт в Брисбейне обозреватели назвали «позорным» (Уитни кашляла, забывала слова и останавливалась, чтобы перевести дух), накануне выступления в Париже певицу и вовсе пришлось госпитализировать из-за проблем с дыханием. В конце концов часть концертов знаменитость отменила из-за плохого самочувствия. Поползли слухи, что артистка взялась за старое…

В августе 2012 года картину планируется выпустить в прокат.

В сентябре ей предлагают сняться в римейке музыкальной драмы «Блестка». По замыслу создателей, Хьюстон великолепно подходила на роль матери главной героини. Звезда согласилась.

Накануне своей смерти Хьюстон принимала участие в репетиции концерта, который должна была дать на приеме в честь церемонии «Грэмми». По некоторым данным, дива вела себя немного странно. Но в окружении звезды к этому давно привыкли.

В субботу 11 февраля после обеда в номере отеля Beverly Hilton Уитни обнаружили без сознания. Тут данные расходятся: некоторые СМИ сообщают, что Хьюстон нашел телохранитель, другие пишут, что ее обнаружили лежащей в ванной служащие отеля. Есть также версия, согласно которой первым забил тревогу бойфренд артистки Рэй Джей (Ray J). Медики приехали по вызову через несколько минут. Но спасти певицу не удалось.

Бобби Брауна известие настигло перед началом концерта его группы New Edition близ Мемфиса. Артист не стал отменять выступление, но началось шоу без него. После исполнения второй композиции он со слезами на глазах выкрикнул: «Я люблю тебя, Уитни» и послал воздушный поцелуй небу.

В номере гостиницы, где навеки угасла звезда, полиция нашла медицинские препараты, выписанные Хьюстон врачом, наркотиков или запрещенных к свободному употреблению препаратов не обнаружено. Пока причины смерти официально не озвучиваются. Известно, что в легких певицы медики нашли воду. Одна из версий такова: поп-звезда уснула в ванне после приема сильнодействующего успокоительного «Ксанакс» и захлебнулась во сне. Однако пока это только версия.

Кончина Уитни стала шоком для всех: ей было всего 48 лет. Крестная певицы, соул-дива Арета Франклин призналась, что не может поверить в произошедшее. Мэрайя Кэри в своем микроблоге сообщила, что плачет не переставая, и выразила соболезнования семье покойной.

Присоединяемся к скорбящим. Светлая тебе память, Уитни.

Даже люди, далекие от музыкального искусства, заинтересованы в вопросе, как узнать, сколько октав в голосе человека. С поставленной задачей может справиться каждый человек, обладающий подобным потенциалом. Самое важное – понять, по какому направлению целесообразно двигаться, и получить оптимальный объем информации для решения существующего вопроса.

Сколько октав в голосе человека: немного полезной информации

Прежде всего нужно понять, что же представляет собой голосовой диапазон, и осознать, зависит ли характеристика только от индивидуальных особенностей построения голосовых связок, складочек. Особенные трудности вызывают крайние нотки, самые высокие и низкие, потому только опытные певцы стараются расширять диапазон и усиливать голос.

Классификация разновидностей голосов должна быть понятна так же, как и основные термины музыкального искусства. Прежде всего внимания заслуживает термин «октава», который позволяет понимать интервал, разделяющий ноты, причем одна из них должна удваивать частотность второй для красивого, мелодичного звучания.

Приступаем к практике

Перед тем как узнать, сколько октав у тебя в голосе, следует пройти определенный проверочный процесс.

1. Исполнение низшей нотки обычным (модальным) голоском. В пении должно отсутствовать хрипение и выдохи. Звучание не должно оказаться скрипучим или придыхательным. Основная задача на этом этапе – это поиск самой низенькой ноты, которая может быть исполнена без каких-либо усилий и с удивительной легкостью. При этом желательно разогреть голос, так как предстоит выполнение сложной задачи, ведь нужно понять максимальные способности в вокальном искусстве. Нужно отметить, что в некоторых случаях придыхание допускается, но хрипота, обусловленная усилием, в голосе при любом раскладе должна отсутствовать.

Уитни Хьюстон родилась в семье исполнительницы религиозных песен Сисси Хьюстон. Певица и телеведущая Дайонн Уорвик приходилась ей тётей, а крестила её королева музыки в жанре соул Арета Франклин. Вращение в подобном окружении очень способствует развитию таланта, и собственный дебют певицы состоялся, когда Уитни Хьюстон было 11 лет - на выступлении в баптистской церкви.

Казалось, сам Господь покровительствует её таланту: первый альбом певицы “Whitney Houston ” (1985) принес певице первую награду - “Грэмми” в номинации “Лучший женский поп-вокал”, а Книга рекордов Гиннеса называет Уитни Хьюстон “исполнительницей с самым большим количеством наград”.

Мировая слава и статус суперзвезды пришли к Уитни Хьюстон в 1992 году благодаря фильму , песня из которого “I Will Always Love You” [“Я буду любить тебя вечно”] мгновенно стала знаменитой. Роль телохранителя в этом фильме играл обладатель награды “Оскар” актер Кевин Костнер. Эта песня 14 недель держалась на вершине хит-парада журнала “Billboard” и до сих пор считается самым коммерчески успешным в истории женским поп-синглом. Дважды платиновым с 2009 года становился альбом Уитни Хьюстон “I Look To You”.

Уитни Хьюстон можно смело назвать “пахарем” от музыки - за свою более, чем 30-летнюю карьеру артистка выпустила более 170 миллионов дисков, её дискография насчитывает 53 сингла, 6 студийных альбомов, 5 сборников и 3 саундтрека, а фильмография - 5 кинофильмов, съемки в трех сериалах, продюсирование 5 фильмов. Певица шесть раз объехала земной шар с мировым турне.

Создаётся впечатление, что жизнь Уитни Хьюстон - работа, работа и ещё раз работа, однако, у певицы такого масштаба хватало времени и на личную жизнь: Уитни Хьюстон была замужем за Бобби Брауном, певцом из R&B-группы “New Edition”. В 1993 году у пары родилась дочка Кристина Хьюстон-Браун (умерла в 2015 году).

Уитни была не только красива лицом, но и стройна: рост Хьюстон составлял 1 м 73 см, а вес - 64 кг.

Широко известен факт чрезмерного употребления наркотиков певицей. Что привело обладательницу роскошного голоса в пять октав к употреблению наркотиков, на самом деле не может знать никто. Известно, что певице пришлось столкнуться в жизни с такой проблемой, как разочарование в неудавшемся браке. Сама же Хьюстон говорила, что “наибольшая проблема в моей жизни - это я сама”.

В 2013 году Уитни Хьюстон отметила бы свой 50-летний юбилей, однако она умерла 11 февраля 2012 года в номере отеля “Беверли Хилтон” в Беверли Хиллз. Что с ней случилось? Обладательница самого красивого голоса в жанре соул на планете …смешала алкоголь с антидепрессантами. Биография Уитни Хьюстон насчитывала такое количество покоренных вершин успеха, а её жизнь оборвалась так прозаически…

Выходит, Божий дар для человека может оказаться непосильною ношей?..

Один из самых известных хитов Уитни Хьюстон - "I Will Always Love You"


© 2024
youngforyoung.ru - Медицинский портал - Будьте здоровы