02.03.2024

Синдром дефицита внимания у детей. Доктор Комаровский: Гиперактивный ребенок норма или болезнь? Гиперактивный ребенок признаки до года комаровский


Синдром дефицита внимания являет собой патологическое состояние, которое проявляется отвлекаемостью, снижением концентрации внимания, двигательной расторможенностью, импульсивностью поведения и различными проблемами во взаимоотношениях с людьми. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее частой причиной трудностей обучения и нарушения поведения как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Причина «плохого» поведения детей в этом случае возникает из-за органического повреждения головного мозга, которое произошло еще до рождения малыша или в раннем детстве, а не является результатом плохого воспитания или распущенности, как считают многие. Примерно 5% школьников имеют такую проблему, причем чаще мальчики.

Причины СДВ и гиперактивности

Важная роль в развитии синдрома дефицита внимания отводится наследственной предрасположенности. Как правило, у близких родственников малыша в детском возрасте были такие же проблемы.

Факторы, которые имеют влияние на головной мозг в раннем детском возрасте - недоедание, которые сопровождаются сердечной недостаточностью, . Как правило, у многих детей последствия повреждения мозга проходят к школьному возрасту, только у некоторых детей остаются.

Неблагоприятную роль играют частые конфликтные ситуации в семье, проживание в неполной семье, развод или повторный брак родителей, смерть одного из родителей или долгое тяжелое заболевание, неблагоприятные бытовые условия, долгая разлука с родителями, или у родственников и другие.

Симптомы СДВГ

Данное патологическое состояние проявляется легкой отвлекаемостью, несобранностью, невозможностью довести до конца начатое дело, частое переключение с одного занятия на другое, постоянной забывчивостью и потерей тех вещей, которые нужны вдома и в школе. Дефицит внимания очень видно тогда, когда отсутствует контроль взрослого и ребенок должен действовать самостоятельно.

Гиперактивность детей раннего возраста проявляется непоседливостью, чрезмерной подвижностью, такие дети постоянно находятся в хаотичном движении: они крутятся, бегают, громко кричат, пытаются куда-то залезть. В детей старшего возраста гиперактивность проявляется двигательным беспокойством (ребенок постоянно что-то вертит и теребит в руках, не может уседеть на стуле, трясет ногой и т.п.), а также суетливостью и неусидчивостью.

Часто гиперактивность сочетается с нарушением координации движений и неловкостью. Детям трудны такие операции, которые требуют участия мелкой моторики (письмо, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.). Они могут легко падать и быть неуклюжими.

Дети, которые страдают синдромом дефицита внимания, достаточно импульсивны, они часто совершают те или иные действия, не задумываясь о последствиях. Например, такой ребенок может перебить взрослых во время разговора, выкрикивать ответ, не дослушав до конца вопрос учителя, вставать без разрешения или ходить по классу во время урока. У таких детей бывают различные расстройства речи. Это, как правило, затруднение восприятия и слухоречевой памяти, а также расстройства артикуляции. Таким детям в школе трудно рассказать или пересказать текст, написать сочинение. Сложности также проявляются в счете, письме, запоминании. Но это не свидетельствует о снижении интеллекта у ребенка.

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью часто возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Такие ребята достаточно общительны и легко идут на контакт с другими детьми. Но для игор и других совместных занятий они неподходящие партнеры, так как желания их непостоянны, они быстро отвлекаются, берут без разрешения чужие вещи, шумят и мешают окружающим. Другие дети быстро отворачиваются от малыша с синдромом дефицита внимания, они не хотят с ним общаться, играть и дружить. С таким ребенком, как правило, дружат только младшие дети, или те, которые имеют такие же проблемы с поведением.

Обычно непослушный, неаккуратный, навязчивый и беспокойный ребенок не способен помочь по дому и выполнить какое-либо поручение, а это раздражает родителей. Часто они, не понимая природы и специфики поведения ребенка, сравнивают его с другими детьми, постоянно его наказывают и ругают. Часто возникают конфликты как в общении со сверстниками, так и в семье. Такой ребенок часто становится изгоем. Из-за этого у него формируется неуверенность в себе, тревожность и низкая самооценка. Если родители вовремя не обратят внимание на проблемы дочери или сына, не проявят понимания, терпения и настойчивости, у таких детей часто вырабатывается деструктивное поведение.

Оно у младших детей характеризуется мстительностью, озлобленностью, обидчивостью и недоброжелательностью к окружающим. В своих ошибках они обвиняют других людей. Подростки прогуливают школу, врут, случаются драки и хулиганство, воровство, физическая жестокость по отношению к другим людям и животным и т.п.

Симптомы данной патологии могут встречаться в совершенно разных сочетаниях и имеют разную степень выраженности: у одних детей преобладает импульсивность и гмперактивность, у других - дефицит внимания. Но, даже обнаружив описанные выше проявления, не нужно сразу же считать, что у Вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Любое такое нарушение может быть индивидуальной особенностью темперамента. Важно учитывать и то, что симптомы, имеющие схожесть с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут встречаться и при другой патологии (например, эпилепсии или заболеваниях щитовидной железы), в том числе, и при психических заболеваниях (шизофрении, аутизме, умственной отсталости). Поэтому провести правильную оценку состояния ребенка можно при совместном наблюдении невролога, психолога, психиатра и педагога.

Лечение и реабилитация СДВ у детей

При синдроме дефицита внимания с гиперактивносстю лечение комплексное. Оно включает не только медикаментозную терапию, а также коррекционную работу с психологом, логопедом и педагогом. Дома родители тоже должны активно работать. Ребенок с синдромом дефицита внимания требует намного больше времени и внимания, чем обычный малыш. Очень важно дома создать спокойную и доброжелательную обстановку, чтобы малыш чувствовал себя любимым и нужным, стараться добиться его уверенности в своих силах и повышения самооценки. Не забывайте о том, что состояние ребенка не связано с испорченностью характера или капризами и в своем поведении он не виноват.

Цель воспитательной работы - привить малышу навыки самоорганизации, аккуратность, способность спланировать дело и довести его до конца, а также добиться послушания. Необходимо постоянно находиться рядом с ребенком, стараться его контролировать, но не выполнять за него работу и не опекать излишне. Ни в коем случае нельзя давать такому ребенку несколько заданий, так как иногда ему может быть не под силу их выполнение, а это может его огорчить. Задание должно быть одно с конкретным указанием о том, что необходимо сделать. Когда ребенок с ним справится, обязательно нужно проконтролировать результат и похвалить его.

Нельзя допускать расхождения в заданиях (например, одно дала мама, а бабушка совсем другое, иногда противоположное). Важно четко соблюдать распорядок дня. Время пробуждения, приемов пищи, выполнения домашних заданий и отхода ко сну должны выполняться безукоризненно. Об особенностях и тонкостях коррекционной работы со страдающим синдромом дефицита внимания ребенком Вам расскажет психолог.

Дети всегда активнее взрослых. Так они устроены – активность и подвижность помогает им познавать мир и развиваться. Но есть дети не просто активные, а гиперактивные. Они ведут себя так, как будто у них «шило в попе», совершают необдуманные поступки.

Многие родители часто задаются вопросом, является ли активность их ребенка чертой характера, или такая гиперактивность — уже болезнь. Советы известного доктора Евгения Комаровского помогут вам понять, где грань между нормой и патологией.

Гиперактивность: где норма, а где болезнь?

Пока одни дети спокойно катаются на качелях или делают пасочки в песочнице, другие гоняют по двору и ищут, кого бы задеть. У вас именно такой малыш? Но это не повод считать, что у него СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности ), и что он болен.

Гиперактивность у ребенка может быть как вариантом нормы, так и болезнью, подчеркивает доктор Комаровский.

Ребенку с гиперактивностью как чертой характера очень тяжело воспринимать сложные задания. Например, просьба убрать свою комнату для него непонятна. Потому что убрать комнату – означает, застелить постель, сложить игрушки и т.п. Такому ребенку придется давать задания поэтапно. А если он чем-то увлечен, то придется приложить усилие, чтобы переключить его на другое занятие.

Доктор Комаровский на примерах рассказал, как отличить обычного гиперактивного ребенка от ребенка, которого пора вести к врачу, и поделился секретами воспитания детей с «шилом в попе».

Так чем же отличается гиперактивность как болезнь от гиперактивности как черты характера ребенка?

Если это черты характера ребенка, то гиперактивность не мешает ребенку нормально развиваться и быть полноправным членом коллектива, объясняет доктор Комаровский. Такой ребенок нормально общается со сверстниками. Но если гиперактивность является болезнью, то без помощи специалистов — психологов или врачей ребенок не может быть нормальным членом общества. У него возникают конфликты при общении со сверстниками. Характерный симптом такого состояния – импульсивность. Родителям ребенка с СДВГ не нужно ждать, пока «само пройдет». Чем быстрее вы обратитесь за помощью к детским психологам или психиатрам, тем быстрее решиться проблема вашего ребенка.

Как родители могут помочь гиперактивному ребенку?

Специалисты выделили 10 педагогических правил, соблюдая которые, родители могут помочь своему гиперактивному ребенку (если это черта характера, а не болезнь). О них рассказал доктор Комаровский.

  • Установите контакт. Если ребенок не реагирует на ваше словесное обращение, прикоснитесь к нему. Уберите то, что может помешать контакту, например, выключите телевизор или отложите игрушку.
  • Закон постоянства правил. Правила поведения, которые вы устанавливаете для гиперактивного ребенка, должны быть понятны, конкретны и выполнимы. И соблюдать их нужно не только сегодня, а всегда. Например, просьба «повесь штаны в шкаф» не сработает, если вы не объясните ребенку, какие штаны и в какой шкаф нужно вешать, и что это нужно делать всегда.
  • Порядок и безопасность. Родители гиперактивного ребенка должны сделать все, чтобы уменьшить риск травмы для него.
  • Режим во всем. Даже в выходной придется соблюдать привычный режим дня. Так ребенку легче адаптироваться.
  • Правила кулика. Родители часто ругают своих детей и перестают замечать, что у него получается хорошо. Ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью нужно хвалить.
  • Не победа, а участие. Хвалите ребенка за то, что он делает что-нибудь хорошее. Даже если результат далек от идеала.
  • Ветер в паруса. Находите в гиперактивном ребенке особенности, которыми отличается лучше всего, и поддерживайте его в этом. Например, в способности быстро собирать пазлы или хорошо мыть посуду. Такие дети всегда получают особое удовольствие, когда выполняют то, что у них хорошо получается. Создайте им условия для этой работы.
  • Энергию в нужное русло. Создайте ребенку с гиперактивностью условия, чтобы он мог потратить избыток энергии перед сном.
  • Искусство собираться в поход. Если вы куда-то собираетесь с гиперактивным ребенком, потратьте время, чтобы объяснить ему, как себя вести.
  • Родители тоже люди! Если у родителей есть возможность, чтобы отдохнуть от ребенка, используйте ее. Ведь гиперактивному ребенку нужны адекватные и спокойные мама и папа.

Детей, нуждающихся в лечении СДВГ, в разных странах мира 1-7%, мальчиков в 2-4 раза больше, чем девочек. В Украине недостаточно детских психиатров, поэтому у нас эта проблема не поднимается на должном уровне. А это опасно, потому что такие импульсивные дети вырастают, идут в армию и им дают в руки оружие.

До 80% людей, которые сидят в тюрьмах – это гиперактивные дети, которым во время не помогли, — говорит доктор Комаровский.

, 4.8 out of 5 based on 4 ratings

Некоторые детки настолько активны, что мамы задумываются, не является ли это признаком какой-то патологии нервной системы. И действительно, существует так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сокращаемый врачами до букв СДВГ. Как маме узнать, есть ли этот синдром у ее ребенка, а также как правильно воспитывать гиперактивного малыша? Обратимся к мнению популярного педиатра, которое все родители могут узнать из программы «Школа доктора Комаровского».


Что такое СДВГ

Так называют нарушение работы мозга, которое проявляется ухудшением внимания и повышенной физической активностью. По словам Комаровского, гиперактивность, требующая лечения, есть у 1-7% детей. Причем у детей мужского пола такое нарушение выявляется в 2-4 раза чаще, чем у девочек.

В народе таких деток называют «шило в попе». Гиперактивные малыши совершают поступки без каких-либо раздумий, с трудом концентрируют внимание, действуют импульсивно. Вместо ходьбы такие дети предпочитают бег, задают много вопросов и не выслушивают ответ, срывают уроки, много двигаются, суетятся, ломают или роняют вещи.

Гиперактивность у детей проявляется, как избыточная импульсивность, невнимательность, чрезмерная активность

Хотя, как отмечает Комаровский, СДВГ обычно диагностируют у детей в возрасте старше 7 лет, проявиться такая проблема может и намного раньше. Грудничок с гиперактивностью будет развиваться быстрее сверстников, спешить научиться сидеть и ходить, плохо спать, быстро переключать внимание и терять интерес к игрушкам.

У детей с СДВГ нарушается сон, концентрация внимания, проявляются признаки арессии Как отличить активного ребенка от гиперактивного

Чтобы понять, является ли ваш ребенок просто очень шустрым и шумным малышом из-за своего характера либо у него имеется СДВГ, Комаровский рекомендует обращаться к специалисту. Только психолог или психиатр, который хорошо разбирается в проблемах детской психики, способен выяснить, что это лишь свойство характера и лечение здесь не нужно, либо без медицинской помощи не обойтись.

Основным отличием просто активных деток от ребенка с СДВГ Комаровский называет такой момент: если гиперактивность не мешает ребенку общаться со сверстниками, учиться и нормально развиваться, то, скорее всего, это не болезнь. Если же из-за повышенной активности и проблем со вниманием ребенок не может ужиться в коллективе и справляться со школьными нагрузками, это больше похоже на гиперактивность, как диагноз. При этом окончательно подтвердить наличие проблемы должен врач.

В нижеследующем видео врач выделяет некоторые симптомы, которые говорят о наличие СДВГ у ребенка.

Как вести себя с гиперактивным ребенком

Всем родителям гиперактивных деток Комаровский советует использовать в воспитательном процессе такие правила:

  1. Если хотите что-то донести до ребенка, важно установить с ним контакт. Если вы обращаетесь к малышу, когда он чем-то занят, вам ничего не добиться. Сначала следует устранить все, что препятствует контакту (выключить мультфильм, спрятать игрушку, уйти в другую комнату от бабушки), а если нужно – прикоснуться к ребенку и развернуть его к себе.
  2. Ваши правила должны быть постоянными. Если вы запрещаете что-то сегодня, такой запрет должен быть и завтра, и через неделю. При этом ваши запреты обязательно должны быть понятными и четкими. Кроме того, важно, чтобы все правила были выполнимыми для ребенка.
  3. Уделяйте внимание безопасности, а также порядку в комнате ребенка. Важно максимально оградить гиперактивного малыша от травм. Чистоту и упорядоченность также стоит перенести и в другие комнаты. Вы не сможете добиться порядка в детской, если ваш стол захламлен бумагами, а на кухне разбросана посуда. Родительский пример всегда будет самым лучшим для любого ребенка.
  4. Придерживайтесь определенного режима. Детям с гиперактивностью очень важно совершать все действия примерно в одни и те же часы каждый день. Даже в выходной просыпайтесь тогда, когда вы встаете в будни, а сказку по вечерам всегда читайте в одинаковое время.
  5. Делите сложные задачи на простые. Поэтапное выполнение дается детям значительно легче. Для наглядности можно нарисовать или написать для ребенка план действий.
  6. Постарайтесь найти у своего ребенка то, что ему лучше всего удается. Всегда хвалите за такие качества и действия. Комаровский называет это «правилом кулика».
  7. Пользуйтесь олимпийским принципом, акцентируя внимание на участии, а не на победе. Если даже ваш малыш не отмыл свою тарелку полностью, похвалите за рвение, ведь он пытался ее помыть самостоятельно.
  8. Отыщите сферу, в которой ваш гиперактивный ребенок сумеет себя хорошо проявить. Одни малыши хорошо рисуют, другие – убирают в комнате, третьи – собирают пазлы. Обязательно поддерживайте стремление ребенка делать то, что у него отлично получается. По словам Комаровского, очень важно создавать все условия для такой деятельности.
  9. Направьте энергию своего ребенка в подходящее русло. Если вам дорог ночной сон, сходите вечером на прогулку, покатайтесь на велосипеде или сделайте что-то другое, чтобы малыш смог потратить свою энергию и достаточно устать.
  10. Научитесь собираться с гиперактивным ребенком в гости, в магазин или в другие места. Следует тщательно продумать все нюансы предстоящего «похода» - решить, что берем с собой, рассказать ребенку, что нельзя делать на месте или в пути, обдумать, что вы купите малышу и так далее.
  11. Позаботьтесь и о собственном отдыхе. Комаровский подчеркивает, что родители обязательно должны отдыхать, а при гиперактивности у ребенка это важно вдвойне. И если есть возможность ненадолго доверить малыша няне, бабушке, соседскому старшему ребенку, не упускайте ее. Для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными.

В воспитании гиперактивного ребенка необходим комплексный подход

Узнать правила поведения родителей гиперактивных детей из уст самого доктора Комаровского вы можете в следующем видео.

Как отличить здоровую активность ребенка от пугающей гиперактивности? Считается что гиперактивный ребенок (доктор Комаровский дает своё описание этому термину) отличается неуклюжестью, неспособностью сконцентрироваться, чрезмерной болтливостью и суетливостью, раздражающим поведением. Комаровский говорит, что конкретным медицинским диагнозом является не гиперактивность сама по себе, а синдром дефицита внимания при гиперактивности.

Дети, склонные к неконтролируемой активности, импульсивны, они совершают необдуманные поступки, не предвидят последствий своих действий. Их поведение опасно не только для окружающих, но и для себя самих, ведь они не чувствуют момента, когда нужно остановиться и обуздать свои эмоции.

Мнение доктора Комаровского

Комаровский утверждает, что гиперактивные дети неспособны воспринимать сложные задачи, и для того, чтобы добиться от такого малыша каких-либо действий, любое сложное задание необходимо разбить на маленькие простые. Например, задача убрать комнату за собой для гиперактивного ребенка будет страшным испытанием, но если попросить его сначала разобрать игрушки, затем убрать одежду в шкаф, сложить книги на полку, а карандаши – в пенал, то вопрос уборки будет решен быстрее и легче.

Но и простые задания вызывают у гиперактивного ребенка отторжение. Непоседливый малыш неспособен удерживать внимание на одном занятии долгое время. Гиперактивность, как болезнь, встречается довольно редко. Чаще всего, это особенность поведения ребенка, испытывающего недостаток внимания со стороны родителей. Причем взрослые могут быть уверены, что делают все возможное для своего чада, а ребенок все равно продолжает выражать потребность в родительском внимании методом суетливости и беспокойства.

Признаки гиперактивности, нуждающейся в лечении:

  • невозможность социальной адаптации,
  • замедленное физическое, но чаще умственное развитие,
  • частые простудные заболевания на фоне критического расходования энергии,
  • потеря веса, отсутствие аппетита.

В этом случае ребенку необходима помощь квалифицированного психолога, который сумеет разобраться в сути проблемы. Доктор Комаровский уверен, что гиперактивный ребенок может контролировать свое поведение и эмоциональные порывы, но для этого ему нужна помощь взрослых.

Как успокоить гиперактивного ребенка

Повлиять на гиперактивного ребенка можно только одним способом – собственным примером. Взрослые, соблюдающие режим дня, исполняющие обещания, строго придерживающиеся правил поведения, о которых сами просят ребенка, быстрее находят общий язык со своим чадом. Гиперактивный ребенок, как считает доктор Комаровский, должен воспитываться не более строго, чем обычный ребенок. Единственное отличие – гиперактивному малышу придется чаще повторять просьбы и проявлять по возможности больше терпения, ведь именно из-за отсутствия понимания между родителем и ребёнком возникает большинство конфликтов, приписываемых гиперактивности.

Если успокоить сверхактивного малыша не удается, то необходимо сделать все возможное, чтобы обезопасить окружающее пространство.

У любого гиперактивного ребенка, по словам доктора Комаровского, есть любимое занятие, даже если оно связано с очередной сверхактивной деятельностью . Такие дети, как правило, с удовольствием занимаются спортом, танцами, плаванием и т.д. Монотонные и регламентированные занятия им не подходят, даже если это будут мероприятия, связанные с физической активностью. Некоторые специалисты советуют завести домашнее животное, не требующее особого ухода. Во-первых, так ребенок постепенно будет приучаться к дисциплине – ведь его любимый питомец нуждается в заботе. Во-вторых, занятия с животным смогут «нейтрализовать» непоседу на значительное время.

Дети всегда активнее взрослых. Так они устроены – активность и подвижность помогает им познавать мир и развиваться. Но есть дети не просто активные, а гиперактивные. Они ведут себя так, как будто у них «шило в попе», совершают необдуманные поступки.

Вам будет интересно: Неговорящие дети: что делать с ребенком-молчуном?

Многие родители часто задаются вопросом, является ли активность их ребенка чертой характера, или такая гиперактивность - уже болезнь. Советы известного доктора Евгения Комаровского помогут вам понять, где грань между нормой и патологией.

Гиперактивность: где норма, а где болезнь?

Пока одни дети спокойно катаются на качелях или делают пасочки в песочнице, другие гоняют по двору и ищут, кого бы задеть. У вас именно такой малыш? Но это не повод считать, что у него СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), и что он болен.

Гиперактивность у ребенка может быть как вариантом нормы, так и болезнью, подчеркивает доктор Комаровский.

Ребенку с гиперактивностью как чертой характера очень тяжело воспринимать сложные задания. Например, просьба убрать свою комнату для него непонятна. Потому что убрать комнату – означает, застелить постель, сложить игрушки и т.п. Такому ребенку придется давать задания поэтапно. А если он чем-то увлечен, то придется приложить усилие, чтобы переключить его на другое занятие.

Доктор Комаровский на примерах рассказал, как отличить обычного гиперактивного ребенка от ребенка, которого пора вести к врачу, и поделился секретами воспитания детей с «шилом в попе».

Вам будет интересно: Дети до года: Как защитить малыша от укусов насекомых

Так чем же отличается гиперактивность как болезнь от гиперактивности как черты характера ребенка?

Если это черты характера ребенка, то гиперактивность не мешает ребенку нормально развиваться и быть полноправным членом коллектива, объясняет доктор Комаровский. Такой ребенок нормально общается со сверстниками. Но если гиперактивность является болезнью, то без помощи специалистов - психологов или врачей ребенок не может быть нормальным членом общества. У него возникают конфликты при общении со сверстниками. Характерный симптом такого состояния – импульсивность. Родителям ребенка с СДВГ не нужно ждать, пока «само пройдет». Чем быстрее вы обратитесь за помощью к детским психологам или психиатрам, тем быстрее решиться проблема вашего ребенка.

Вам будет интересно: Детский аутизм: эффективность коррекционных методик

Как родители могут помочь гиперактивному ребенку?

Специалисты выделили 10 педагогических правил, соблюдая которые, родители могут помочь своему гиперактивному ребенку (если это черта характера, а не болезнь). О них рассказал доктор Комаровский.

  • Установите контакт. Если ребенок не реагирует на ваше словесное обращение, прикоснитесь к нему. Уберите то, что может помешать контакту, например, выключите телевизор или отложите игрушку.
  • Закон постоянства правил. Правила поведения, которые вы устанавливаете для гиперактивного ребенка, должны быть понятны, конкретны и выполнимы. И соблюдать их нужно не только сегодня, а всегда. Например, просьба «повесь штаны в шкаф» не сработает, если вы не объясните ребенку, какие штаны и в какой шкаф нужно вешать, и что это нужно делать всегда.
  • Порядок и безопасность. Родители гиперактивного ребенка должны сделать все, чтобы уменьшить риск травмы для него.
  • Режим во всем. Даже в выходной придется соблюдать привычный режим дня. Так ребенку легче адаптироваться.
  • Правила кулика. Родители часто ругают своих детей и перестают замечать, что у него получается хорошо. Ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью нужно хвалить.
  • Не победа, а участие. Хвалите ребенка за то, что он делает что-нибудь хорошее. Даже если результат далек от идеала.
  • Ветер в паруса. Находите в гиперактивном ребенке особенности, которыми отличается лучше всего, и поддерживайте его в этом. Например, в способности быстро собирать пазлы или хорошо мыть посуду. Такие дети всегда получают особое удовольствие, когда выполняют то, что у них хорошо получается. Создайте им условия для этой работы.
  • Энергию в нужное русло. Создайте ребенку с гиперактивностью условия, чтобы он мог потратить избыток энергии перед сном.
  • Искусство собираться в поход. Если вы куда-то собираетесь с гиперактивным ребенком, потратьте время, чтобы объяснить ему, как себя вести.
  • Родители тоже люди! Если у родителей есть возможность, чтобы отдохнуть от ребенка, используйте ее. Ведь гиперактивному ребенку нужны адекватные и спокойные мама и папа.

Детей, нуждающихся в лечении СДВГ, в разных странах мира 1-7%, мальчиков в 2-4 раза больше, чем девочек. В Украине недостаточно детских психиатров, поэтому у нас эта проблема не поднимается на должном уровне. А это опасно, потому что такие импульсивные дети вырастают, идут в армию и им дают в руки оружие.

До 80% людей, которые сидят в тюрьмах – это гиперактивные дети, которым во время не помогли, - говорит доктор Комаровский.

Гиперактивный ребенок: норма или болезнь? Разъяснения доктора Комаровского, 4.8 out of 5 based on 4 ratings

Вот кое что нашла:по поводу занятий для гиперактивного ребенка.

Лучшим способом для направления энергии и активности туда, куда надо, являются занятия спортом. Именно спорт даст гиперактивному ребенку возможность проявить себя и, кроме того, научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.

Как показывает опыт многих родителей гиперактивных детей, самым полезным спортом является плавание. Плавание полезно для здоровья, оно служит хорошей закалкой для организма, кроме того, водные процедуры снижают возбудимость нервной системы, что так необходимо гиперактивным детям.

Другим полезным для гиперактивных детей спортом являются все восточные единоборства, поскольку они прививают навыки самоконтроля и дисциплины. Хотя, в общем-то, и другие виды спорта также принесут свою пользу.

Гиперактивность у ребенка, – смотреть онлайн видео доктора, советы Комаровского о гиперактивности детей

Цитата о гиперактивности у ребенка от доктора Комаровского: "Есть дети не просто активные, а очень активные – ни минуты не могут посидеть на месте. Гиперактивность – это проявление болезни или просто характер, и как вести себя с гиперактивным ребенком?"
Смотрим видео онлайн и советы, школу доктора Комаровского о гиперактивности у ребенка и ее лечении:


Из Википедии – свободной энциклопедии.
Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.
Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание. Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет 3-10%. Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи и сердечными приступами. Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.


И ещё на сайте – доктора о заболеваниях:

Клиника-видео: врачи о питании, физкультуре, красоте, детях, здоровье, болезнях, лечении

Наши новостные медицинские информеры:
| | | | | | |

=======================================================================

Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (AD/HD)

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией (ММД) головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивности. Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а у примерно 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается недиагностированным. Между тем распознать этот синдром важно, так как имеется его эффективное, недорогое и безопасное лечение. Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект - она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте.

Активные или гиперактивные дети?

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.

Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии - это радость, а не повод для беспокойства.

И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.
Признаки гиперактивности
Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

Основные признаки - нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.

Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение по крайней мере шести месяцев.

Признаки для трех первичных подтипов:

А. Дефицит внимания:

1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
8. Легко отвлекается посторонним шумом.
9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

В. Гиперактивность и импульсиность:

1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.
2. Должен часто вставать с места.
3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
5. Действует, как будто "заведенный".
6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
9. Вмешивается в разговор или деятельность других.

С. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности .

Причины гиперактивности

Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20-30% родителей больных страдают или страдали синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Помимо этого у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства; у приемных же родителей частота этих заболеваний обычная. Гипотеза, что причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью является пищевая аллергия, в контролируемых испытаниях не подтвердилась. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Полагают также, что развитию синдрома нарушения внимания с гиперактивностью могут способствовать перенесенный синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое отравление, однако эти предположения пока не подтверждены.

Распространенность и прогноз
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек - 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3-10%.

Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации. Как отмечено выше, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциального поведение (кражи, алкоголизм, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе - школьных навыков.

Лечение
А. Просветительная работа. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все "неправильным воспитанием", они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.

Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.

Б. Условия обучения. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью - невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет . Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития - класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.

В. Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75-80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых. То, что медикаментозное лечение не позволяет излечить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, не должно умалять его роли: есть множество других хронических психиатрических и соматических заболеваний, при которых эффективна только многолетняя терапия. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.

В последнее время появилась информация об эффективности при синдрома нарушения внимания с гиперактивностью нового препарата StratteraTM (атомоксетин гидрохлорид).

Причиной гиперактивности много лет считали пищевую аллергию, в связи с чем для лечения предлагали элиминационные диеты и специфическую десенсибилизацию. Однако двойные слепые испытания показали, что пищевые добавки и красители не способны вызвать ни гиперактивность, ни другие симптомы. Тем не менее недавно было установлено, что у детей с аллергией к пищевым продуктам и добавкам специфическая десенсибилизация приводит к значительному уменьшению симптоматики. У детей этой группы были многочисленные симптомы пищевой аллергии: периодические боли в животе и головные боли, высыпания на коже. В настоящее время полагают, что если у ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью имеется пищевая аллергия, то ее излечение способствует регрессу психопатологической симптоматики. Если же аллергии нет, то элиминационные диеты и десенсибилизация на течение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью не влияют.


© 2024
youngforyoung.ru - Медицинский портал - Будьте здоровы