05.10.2023

Детский церебральный паралич причины возникновения. Что такое ДЦП? К каким докторам следует обращаться если у Вас Детский церебральный паралич


Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Под термином, известным в медицине, как ДЦП, подразумевается не одно заболевание, как кому-то может показаться, а целый комплекс заболеваний с нарушениями в различных системах организма.

Самые первые признаки церебрального паралича (прим. – не путать с детским параличом) могут проявляться сразу после появления младенца на свет. Но, в большинстве случаев, заболевание выявляется чуть позже (но еще в грудном возрасте).

В чем причина болезни, и что она собой представляет?

Что такое ДЦП у ребенка – основные риски и последствия детского церебрального паралича

Заболевание, которому в науке дали название ДЦП (прим. – детский церебральный паралич), в первую очередь, характеризуется ранним развитием: в процессе развития в мамином животе, в момент родов или в течение первых месяцев жизни.

Независимо от причин развития болезни, происходит сбой в работе отдельных зон мозга или их полная гибель.

Болезнь характеризуется…

  • Ранним развитием.
  • Повреждением структур мозга (прим. – спинного или головного).
  • Нарушением двигательной/мышечной активности.
  • Возможными нарушениями психики, слуха и зрения, а также речи и координации движений.

Следует отметить, что ДЦП не является генетическим или же заразным заболеванием.

В то же время, несмотря на тяжесть болезни, она поддается реабилитации, позволяющей скорректировать симптоматику и улучшить качество жизни ребенка для его социализации в возможной степени.

Отмечается, что наибольший процент заболевших наблюдают среди мальчиков.

Каковы возможные последствия ДЦП?

В первую очередь, отмечают ортопедические последствия болезни. Они относительно нарушений двигательной активности становятся первичными осложнениями, при своевременном устранении которых вполне реально поставить ребенка в сжатые сроки на ноги.

Дистрофические процессы в скелетной мускулатуре: это осложнение имеет наибольшее значение. При отсутствии грамотного лечения оно приводит к деформации суставов и костей — которые, в свою очередь, ведут к нарушению движения в целом и провоцируют болевой синдром.

К другим возможным осложнениям болезни можно отнести:

  1. Патологический мышечный тонус.
  2. Появление судорог.
  3. Наличие сложностей с глотанием.
  4. Появление неконтролируемых движений.
  5. Нарушение процессов мочеиспускания/дефекации.
  6. Задержка развития.
  7. Появление проблем со зрением, речью и слухом.
  8. Наличие проблем эмоционального характера.

Стоит отметить, что симптомы при ДЦП не обязательно будут выраженными – все зависит от случая. Признаки болезни могут быть едва заметными — или же выражаться в абсолютной инвалидизации, в соответствии со степенью поражения ЦНС.

Важно сказать, что при ДЦП, несмотря на то, что он является хроническим, не отмечается прогрессирования.

Усугубление состояния больного ребенка может наблюдаться лишь при появлении вторичных патологий. Например, при кровоизлияниях, при эпилепсии или же соматических проявлениях.

Основные причины ДЦП – кто в группе риска?

Ключевой причиной развития болезни считается нарушение развития — или же полная гибель — конкретного участка мозга, приобретенное до — или сразу после — рождения.

Факторов, способных повлиять на развитие ДЦП, выделяют более 100. Все эти факторы, потенциально губительные для нервной системы младенца, объединены в медицине в 3 группы.

А именно, факторы, которые имеют отношение к…

  • Течению беременности.
  • Самим родам.
  • Адаптационному периоду новорожденного вне утробы матери в течение 1-го месяца жизни (иногда до 2-х лет).

К причинам 1-й группы факторов можно отнести:

  1. Поздний токсикоз.
  2. Угрозу выкидыша.
  3. Резус-конфликт мамы и плода (прим. – при отрицательном резусе мамы).
  4. Гипоксию плода.
  5. Инфекционные болезни, перенесенные в процессе беременности. Наиболее опасными признаны краснуха (если мама не болела ею в детстве), сифилис, а также токсоплазмоз.
  6. Полученные мамой травмы в процессе беременности.
  7. Соматические заболевания.
  8. Раннюю отслойку плаценты.
  9. Фетоплацентарную недостаточность.

К причинам 2-й группы относят:

  1. Травмы головы младенца, которые им получены при прохождении через мамин узкий таз.
  2. Другие родовые травмы.
  3. Ягодичное предлежание плода.
  4. Нарушение родовой активности.
  5. Слишком большой вес грудничка.
  6. Преждевременные роды.
  7. И наиболее опасный фактор – стремительные роды.

В причины 3-й группы определили:

  1. Асфиксию новорожденных.
  2. Гемолитическую болезнь (прим. – возникает на фоне резус-конфликта).
  3. Аспирацию околоплодными водами.
  4. Нарушения в развитии дыхательной системы.
  5. Медикаментозную стимуляцию родов и ускорение родов через прокол околоплодного пузыря.
  6. Перенесенные ребенком тяжелые заболевания (прим. — герпетическая инфекция, менингит или даже энцефалит).
  7. Травмы головы малыша.
  8. Перенесенные отравления (у ребенка) свинцом.
  9. Случаи, которые могли привести к гипоксии мозга (прим. – закупорка дыхательных путей крохи чем-либо, утопление и проч.).

Согласно статистике, почти половина малышей с ДЦП родились раньше срока. К сожалению, уязвимость наиболее высока по причине неполного развития систем и органов, что, увы, значительно повышает риск кислородного голодания.

Что касается асфиксии при родах – на нее приходится менее 10-ти процентов всех случаев ДЦП.

Наиболее частой причиной развития болезни считаются скрытые инфекции у мамы (прим. – степень их токсичного влияния на мозг плода крайне высока).

Важно отметить, что большинство перечисленных факторов риска нельзя назвать абсолютными.

Кроме того, последствия данных факторов можно, если не предотвратить, то хотя бы минимизировать.

Формы детского церебрального паралича

Специалисты выделяют несколько форм течения ДЦП, отличающихся, прежде всего, зоной поражения мозга, а также проявлениями болезни и прочими факторами:

  • Гиперкинетическая. К причинам этой формы относят резус-конфликт, гипоксию, отравление плода токсинами, травмирование при рождении, дефицит питания плода и др. Данная форма болезни имеет 3 стадии развития. На ранней стадии (прим. – длится 3-4 месяца) отмечают судороги, сбои в работе дыхательной системы и аритмию. Начальная стадия (прим. – длится 5-48 месяцев) характеризуется выраженным мышечным гипертонусом, а поздняя – атрофией отдельных мышц и закреплением нарушений двигательной активности. Данная форма заболевания считается наиболее подверженной лечению.
  • Aтoничecки-acтaтичecкaя. При данной форме болезни отмечается низкий интеллект, полное отсутствие интереса к окружающему миру и даже агрессивность. Признаками формы являются недоразвитие речи и зрительных нервов, тремор конечностей, высокий тонус мышц, неспособность ходить и даже сидеть, и проч.
  • Спастическая диплегия. Эта форма – наиболее распространенная. Она характеризуется поражением обеих сторон тела с упором на ноги, крайне быстрой деформацией суставов, парезом голосовых связок, нарушением развития психики и систем организма, умственной отсталостью и др. Лечение в этом случае практически бесполезно, но есть методики, способствующие адаптации ребенка к миру.
  • Cпacтичecкий тeтpaпapeз. Основными признаками является снижение активности всех конечностей с их последующей деформацией, боли и спазмы, умственная отсталость, и проч. Форма болезни нуждается в непрерывном лечении во избежание серьезного ухудшения здоровья.
  • Aтaктичecкaя. Данная форма также имеет несколько стадий развития. И если на ранней может отмечаться лишь нарушение осанки и частичные нарушения нормы движений, то при тяжелой стадии ребенок уже не способен сам себя обслуживать и двигаться вообще. К сожалению, симптомы проявляются не сразу.
  • Cпacтикo-гипepкинeтичecкaя. В этом случае говорят о смешанном виде болезни, выражающейся в проявлении спастических симптомов при гиперкинетическом заболевании. Признаки болезни появляются в старшем возрасте после нарушения в развитии какой-либо системы организма.
  • Пpaвocтopoнний гeмипapeз. Тип болезни, при котором наблюдается паралич всей правой стороны тела. Причинами, как правило, становятся серьезные инфекции, травмы, перенесенный инсульт, опухоль, диабет или менингит. Обычно болезнь проявляет себя уже в более взрослом возрасте.

В каждой форме ДЦП – свои особенности, причины развития, симптоматика и способы лечения.

Развитие болезни может протекать совершенно по-разному — но важно вовремя распознать признаки и сразу начать лечение, во избежание необратимых последствий.

Упорное лечение и регулярные занятия могут дать ощутимый результат практически при любых формах ДЦП.

Вся информация в статье дана исключительно в образовательных целях, она может не соответствовать конкретным обстоятельствам вашего здоровья, и не является врачебной рекомендацией. Cайт сolady.ru напоминает, что никогда не стоит задерживать или игнорировать обращение к врачу!

Детский церебральный паралич является одним из наиболее распространенных неврологических нарушений, которые мешают ребенку полноценно развиваться и жить. Детский церебральный паралич, или коротко ДЦП – это нарушение физических и умственных функций у ребенка вследствие поражения головного мозга. Повреждения головного мозга могут произойти как во время беременности и родов, так и в течение первого года жизни. По статистике до 70% всех случаев приходятся на пренатальный период, т.е. поражение происходит еще в период беременности (причем в первые 3 месяца). К сожалению, статистика заболеваемости неуклонно растет во всем мире, но в России пока не превышает 2 больных на 1000 здоровых.

Детский церебральный паралич симптомы

Распознать ДЦП во время беременности невозможно, более того, первые симптомы замечаются только у новорожденных, чье развитие явно отстает от нормы. Симптомы принято делить на ранние и поздние.

Ранние симптомы:

  • патология положения тела, патологический , ребенок не может держать голову, не может перевернуться, не ползает, не сидит и т.д.);
  • отсутствие слуха, нарушение слуха;
  • задержка психомоторного развития;
  • трудности со вскармливанием.

Поздние симптомы:

  • скелетная деформация (искривление тазовых костей, укорочение одной из конечностей, сколиоз и т.д.);
  • ограничение подвижности суставов;
  • нарушения органов чувств;
  • судороги;
  • задержка умственного развития;
  • проблемы с дефекацией и мочеиспусканием.

Детский церебральный паралич причины

Одной из наиболее распространенных причин является повреждение мозга путем инфицирования. Большую опасность здесь представляет краснуха, которую перенесла мать во время беременности. Сама беременная может справиться с болезнью быстро и легко, однако заболевание может повредить мозг еще не родившегося ребенка. Очень часто у детей, которые перенесли краснуху внутриутробно, наблюдаются различные нарушения органов и систем – потеря слуха, порок сердца и т.д. Повредить головной мозг ребенка внутриутробно также может вирус герпеса.

Еще одной причиной развития ДЦП является кислородное голодание () во время прохождения по родовым путям. Сюда же стоит отнести повреждения головы во время рождения.

Развитие ДЦП в послеродовой период возможно вследствие менингита и травм головы малыша.

Другие менее распространенные причины:

  • Резус-конфликт;
  • Гипогликемия, гипербилирубинемия;
  • Радиационное поражение, рентген, другие воздействия электромагнитных излучений;
  • Отравления в период беременности;
  • Генетические (повреждения хромосом матери или отца).

Необходимо сразу установить точную причину детского церебрального паралича, так как от причины зависит последующий курс лечения и реабилитации.

Типы ДЦП

Выделяют три основных типа детского церебрального паралича.

Атетоидный (дискинетический)

Это самая легкая форма ДЦП – нарушения касаются только базальных ганглиев (комплекса подкорковых нейронов). Симптомами являются мышечные судороги, легкие подергивания мышц лица, небольшие нарушения слуха и речи. Интеллект и умственное развитие таких детей ничем не отличаются от здоровых. Они могут жить полноценной жизнью.

Атаксический (гипотонический)

Этот тип ДЦП характеризуется поражением мозжечка и проявляется нарушением двигательных функций. Сначала все начинается с патологического мышечного тонуса, затем нарушается координация движений. Наблюдается умеренная умственная отсталость.

Спастический

Спастический тип ДЦП характеризуется пониженным мышечным тонусом и вялостью. Этот тип в свою очередь делиться на три типа:

Квадрипарез – возникает вследствие проблемных родов (гипоксия, повреждения) и характеризуется пониженным мышечным тонусом, ребенок не может держать головку, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак, а ноги скрещены из-за постоянных спазмов.

Гемипарез – паралич одной из конечностей. Диагностируется лишь спустя некоторое время после рождения ребенка, когда наблюдается не естественное положение одной из конечностей.

Диплегия – паралич нижних и верхних конечностей, при этом больше всего поражаются именно нижние конечности. Ребенок не может ходить, подвижность рук ограничена.

Кроме основных типов ДЦП встречаются и смешанные формы, когда у ребенка диагностируется несколько типов сразу.

Лечение и уход за детьми больными ДЦП

Вне зависимости от того, какая у ребенка форма ДЦП, в 60% случаев у него есть
проблемы с умственным развитием, даже, несмотря на сохраненный интеллект. Такие дети должны учиться в специализированных школах, где специалисты в данной области находят правильный подход к развитию каждого отдельного ребенка. За образование и развитие детей с детским церебральным параличом в специализированных школах отвечают физиотерапевты, учителя, психологи и специалисты по трудотерапии.

На фоне ДЦП возникают и другие патологии, которые усложняют жизнь ребенку и родителям. Часто возникают запоры. В 40% случаев проявляются приступы эпилепсии, в 20% нарушения слуха, косоглазие. Также может отсутствовать и отставать в развитии речь.

Лечение детского церебрального паралича основывается главным образом на поддержании эластичности мышц и развитии нормального физического и психологического здоровья ребенка.

После полноценного обследования врачи составляют индивидуальную программу реабилитации и лечения, рекомендуют специализированные школы.

Из лекарств необходимы только противоэпилептические препараты, если у ребенка наблюдаются приступы эпилепсии. Также возможно назначение миорелаксантов, если у ребенка сильные мышечные судороги.

При длительном течении болезни из-за мышечного паралича или мышечной слабости возникают мышечные контрактуры, которые удаляются хирургическим путем. Чтобы предотвратить образование контрактур, необходима регулярная физиотерапия.

Физиотерапия при ДЦП также предупреждает деформацию суставов и атрофию мышц. В физиотерапии используются различные методики, среди которых:

  • методика Бобат (специальный комплекс упражнений и поз для улучшения мышечного тонуса и двигательных навыков);
  • методика Пето (деление каждого движения на несколько двигательных актов и их проработка);
  • проприоцептивная методика (давление, касание, растягивание, стимуляция, позволяющие снизить степень спазмированности или, наоборот, вялости).

В лечении детского церебрального паралича также задействуются массаж, электрофорез, магнитотерапия, парафинотерапия и др.

Подводим итог

Детский церебральный паралич сегодня успешно поддерживается и лечится. Современные методики позволяют ребенку полноценно развиваться и жить. Самое главное во время обнаружить патологию – чем раньше обнаружить болезнь, тем лучше прогноз лечения. Как показывает практика, несмотря на ограничения в движениях, дети с диагнозом ДЦП очень активные, веселые и жизнерадостные. Все что им нужно это любовь и поддержка их родителей!

Детский церебральный паралич — это один из самых тяжелых итогов перинатального поражения нервной системы.

Детский церебральный паралич — это результат повреждения головного мозга, полученного во время беременности, родов и в течение первых 28 дней жизни малыша. Болезнь проявляется двигательными нарушениями, расстройством речи, психики и восприятия окружающего мира, которые не прогрессируют, но поддаются коррекции и восстановлению лишь частично.

Для современной медицины детский церебральный паралич — это сложное, трудно поддающееся лечению заболевание, несмотря на ее научные и практические достижения.

Проявления детского церебрального паралича известны уже давно, еще с 1843 года, когда их впервые описал Литтл. В те времена он назывался болезнью Литтля. Современное название предложил Зигмунд Фрейд, и оно довольно точно характеризует проявления болезни.

Факторы, способствующие развитию ДЦП

Воздействие на организм плода в период беременности:

  • наличие у матери тяжелых заболеваний, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие будущего ребенка;
  • осложнения течения беременности;
  • гипоксия, инфекции, токсины и другие факторы, которые могут стать причиной неправильного развития ребенка.

Факторы, оказывающие воздействие на малыша в момент родов:

  • асфиксия, возникшая в родах;
  • родовая травма.

Воздействие на ребенка в периоде новорожденности:

  • различные травмы;
  • отравление организма;
  • инфекции;
  • недостаток кислорода в организме ребенка.

Виды ДЦП

Формы ДЦП по клиническим проявлениям:

  1. Двойная гемиплегия.
  2. Спастическая диплегия, которую еще называют синдромом Литтля.
  3. Гемипаретическая или спастическая гемиплегия.
  4. Гиперкинетическая.
  5. Атонически-астатическая.

По течению болезни:

  1. Ранняя стадия. Развивается в первые четыре месяца жизни. Характеризуется тяжелым общим состоянием малыша, нарушением работы внутренних органов, вызванных сбоем нервной регуляции (подачи сигналов к действию от нервной системы к органам), повышением , нистагмом (непроизвольным движением глаз), судорогами и двигательными нарушениями.
  2. Начальная стадия (хронически резидуальная). Начинается с 5 месяцев и длится до 4-летнего возраста. Она протекает на фоне остаточных явлений после перенесенной патологии с формированием стойких неврологических нарушений.
  3. Поздняя резидуальная стадия (конечная). Стадия, когда окончательно сформировались неправильные двигательные стереотипы с контрактурами и деформациями.

По степени тяжести процесса

  1. Легкая степень. При этой степени возможно самостоятельное передвижение и наличие навыков самообслуживание.
  2. Средняя степень. Детям требуется частичная помощь при передвижении и при самообслуживании.
  3. Тяжелая. Дети полностью зависят от окружающих их людей.

Существует еще одна классификация для оценки двигательных нарушений, возникающих при ДЦП. Это международная классификация моторных (двигательных) функций, мировой стандарт, которым пользуются во всем мире, чтобы оценить уровень двигательных нарушений у детей, учитывая их возможности и потребности в устройствах, помогающих передвигаться.

Эта классификация включает 5 уровней:

  1. Ребенок передвигается без помощи и не имеет никаких ограничений.
  2. Может передвигаться без помощи в пределах помещения.
  3. Ребенок передвигается, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли).
  4. Передвигается на коляске. Самостоятельные движения ограничены.
  5. Передвижение сильно ограничено.

Детки и подростки второго уровня не могут бегать и прыгать, как дети первого уровня. Им нужны специальные приспособления, помогающие передвигаться, когда они проходят большой путь, выходя на улицу (коляска, перила для спуска или подъема по лестнице).

Детям третьего уровня необходимы специальные приспособления как для передвижения по дому, так и для передвижения по улице и в общественных местах.

Дети четвертого уровня могут сидеть, если их поддерживать, передвигаются они в коляске с электронным управлением.

Дети пятого уровня не могут сидеть и передвигаться без помощи или специальной технологии.

Кроме двигательных нарушений, у детей с ДЦП в 90% случаев имеются изменения в структуре мозга.

Различают две группы изменений.

  1. Гибель и разрушение клеток мозга.
  2. Нарушение, неправильное развитие мозга.

Для прогноза и составления реабилитационной программы особенно важно раннее выявление болезни. У большинства детей с ДЦП диагноз можно установить уже в первый год жизни.

Ранние проявления ДЦП

Первые признаки, позволяющие заподозрить развитие у ребенка ДЦП, можно заметить еще на первом году жизни.

  1. Замедленное развитие двигательной сферы, речи и психики малыша.
  2. Задержка или полное отсутствие угасания врожденных рефлексов.
  3. Задержка развития или полное отсутствие рефлексов, которые должны сформироваться совместно с двигательным развитием малыша первого года жизни.
  4. Нарушенный тонус мышц.
  5. Усиленные сухожильные рефлексы.
  6. Появление ненужных непроизвольных движений и мышечных сокращений (синкинезий).
  7. Формирование неправильных положений конечностей.

Для того, чтобы как можно раньше поставить диагноз, врач педиатр и врач невролог четко должны знать последовательность и уметь грамотно оценить нервно-психическое развитие малыша первого года жизни.

Эта форма составляет 15 — 18% из всех случаев ДЦП.

Частой причиной развития служит родовая травма. Гемипаретическая форма чаще развивается у доношенных и переношенных детей.

Основные проявления гемипаретической формы ДЦП приведены ниже.

  1. Неравномерно расширенные боковые желудочки, атрофия клеток полушарий головного мозга.
  2. Спастический гемипарез. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы усилены только с одной стороны.
  3. Рука страдает больше, чем нога.
  4. Рука и нога на стороне поражения короче и худее (тоньше), чем здоровые.
  5. Нарушение походки, при которой нога на стороне поражения при передвижении на шаг будто описывает полукруг, в это время больная рука согнута в локте и прижата к телу. Такая походка называется гемипаретической или походкой Вернике-Манна.
  6. Искривление стоп и контрактуры на стороне поражения.
  7. У 35% больных из-за поражения головного мозга развивается эпилепсия (судорожные приступы).

Это форма чаще развивается в результате поражения головного мозга избыточным билирубином, который часто образуется при резус-конфликте крови матери и плода (у мамы отрицательный резус, а у плода положительный). У доношенных мозг поражается, когда в крови достигает 428 мкмоль/л и выше, у недоношенных — 171 мкмоль/л и выше.

Также причиной развития этой формы может стать гипоксия (длительная нехватка кислорода у плода) как результат ишемии (нарушение кровообращения мозга).

Основные проявления гиперкинетической формы ДЦП сводятся к следующему.

  1. Гиперкинезы или непроизвольные движения и положения тела. Нарушение тонуса мышц: повышенный или пониженный тонус во всех мышцах, или дистония (различный тонус в разных группах мышц).
  2. Поначалу гиперкинезы возникают в языке в возрасте 2 — 3 месяцев, потом появляются на лице в 6 — 8 месяцев, а после двух лет они уже хорошо выражены. У таких детей наблюдается хорея (создается впечатление, что ребенок гримасничает и строит рожицы) и атетоз или медленная судорога. Все эти проявления усиливаются, когда ребенок волнуется, и исчезают во время сна.
  3. Наличие патологических и высоких сухожильных рефлексов.
  4. Нарушение вегетативной системы, что проявляется вегетативными кризами (непонятные, необоснованные приступы паники и страха), повышением температуры.
  5. Речь нарушена у 90% пациентов. Она невнятная, неразборчивая, невыразительная.
  6. Проблемы со слухом в виде нейросенсорной тугоухости наблюдаются у 30 — 80% пациентов.

В раннем возрасте составляет 10 — 12%, в старшем встречается у 0,5 — 2%.

При этой форме поражаются лобные доли, мозжечок.

Основные проявления атонически-астатической формы ДЦП выражаются в обозначенных ниже симптомах.

  1. Снижение мышечного тонуса. Характерна распространенная с самого рождения.
  2. Нарушенная координация движений (атаксия), неспособность определить амплитуду движений (гиперметрия), дрожание конечностей или тремор.
  3. Нарушенное равновесие.
  4. Парезы.
  5. Объем движений в суставах увеличен, характерно переразгибание.
  6. Сухожильные рефлексы повышены.
  7. Нарушение речи наблюдается у 65 — 70% пациентов.

Двойная гемиплегия

Эта форма является самым тяжелым вариантом ДЦП с неблагоприятным прогнозом. При ней изменения мозга ярко выражены, как и основные проявления.

  1. Выраженный тетрапарез: поражены обе руки и ноги, причем руки поражены больше.
  2. Тяжелые, грубые двигательные нарушения. Ребенок не в состоянии держать голову, фиксировать взгляд, переворачиваться, сидеть, руки и ноги практически не двигаются.
  3. Резко усилены сухожильные и тонические рефлексы, защитного рефлекса нет. Нарушена связь головного мозга с мышцами глотки, языка, мягкого неба и голосовыми связками, что проявляется нарушением речи, глотания и голоса. Все это проявления так называемого бульбарного псевдосиндрома. Также больных беспокоит постоянное слюнотечение.
  4. Страдает психическое развитие и интеллект. У детей наблюдается умеренная или тяжелая умственная отсталость.
  5. Речь отсутствует или значительно недоразвита.

При ДЦП помимо двигательных нарушений довольно часто развиваются осложнения, связанные с нарушением работы других органов и систем.

Осложнения ДЦП

1) Ортопедо-хирургические осложнения. К ним можно отнести нарушения тазобедренных суставов, искривление стоп, предплечий и коленных суставов.

2) Эпилептический синдром, проявляющийся приступами различных , особенно часто наблюдается при гемипаретической форме.

Актуальная проблема для детей с ДЦП — это наличие (судорожных приступов), существенно осложняющих и без того их нелегкую жизнь. Судороги утяжеляют течение ДЦП, возникают определенные сложности с реабилитацией и, кроме этого, представляют опасность для жизни. Среди больных с ДЦП встречаются разные формы эпилепсии, как крайне тяжелые, так и доброкачественные с благоприятным прогнозом.

3) Нарушения когнитивной сферы. К ним относятся нарушение памяти, внимания, интеллекта и речи.

Основные нарушения речи при ДЦП — это нарушение произношения или дизартрия, заикание, отсутствие речи при сохраненном слухе и интеллекте (алалия), задержка развития речи. Двигательные и речевые нарушения взаимосвязаны, поэтому каждая форма заболевания характеризуется специфическими расстройствами речи.

4) Нарушение зрения и слуха.

Лечение и реабилитация последствий детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич тяжело поддается лечению и чем позже установлен диагноз, тем меньше шансов на восстановление и коррекцию нарушений. Наиболее благоприятным диапазоном для комплексного лечения и коррекции считается возрастной период с месяца до трех лет и очень важно поставить диагноз и начать лечение именно в этом промежутке.

Лечение ДЦП — процесс длительный. Методику лечения составляет группа совместно работающих врачей. В группу входят детский невролог, врач лечебной физкультуры, врач-ортопед, логопед-дефектолог, педагог-воспитатель и психолог. При составлении методики учитывается возраст ребенка, форма и степень тяжести заболевания. К каждому ребенку с ДЦП необходим индивидуальный подход.

Основной комплекс восстановительного лечения ДЦП состоит из трех составляющих.

  1. Медицинской реабилитации, которая включает назначение лекарственных препаратов, лечебной физкультуры и массажа, использование специальных лечебно-нагрузочных костюмов и пневмокостюмов, физиолечения, ортопедическое и хирургическое лечение, лечение с использованием ортезов — приспособлений, которые помогают совершать правильные движения в суставах.
  2. Адаптации в социальной среде. Обучает детей ориентироваться, приспосабливаться и адекватно вести себя в обществе.
  3. Психолого-педагогической и логопедической коррекции, которая состоит из занятий с психологом, педагогом, логопедом, трудотерапии, обучения простейшим навыкам и занятий с семьей.

Из методов медицинской реабилитации чаще всего применяют кинезиотерапию или лечение движением, лекарственные препараты и физиолечение.

Кинезиотерапия

Это метод коррекции двигательных нарушений и уменьшения или устранения последствий малоподвижного образа жизни.

Виды упражнений, применяемых в кинезиотерапии.

  1. Гимнастические. Это упражнения, которые помогают развить мышечную силу, восстановить подвижность суставов, а также развить координацию движений. Они подразделяются на активные и пассивные; статические и динамические.
  2. Спортивно-прикладные. Этот вид упражнений применяют, чтобы восстановить сложные двигательные навыки.
  3. Лечебная гимнастика. Учит произвольно и дозировано напрягать и расслаблять мышцы, сохранять равновесие, нормализует мышечный тонус и помогает избавиться от синкинезий, повышает мышечную силу и восстанавливает двигательные навыки.
  4. Механотерапия. Различные упражнения с помощью тренажеров и специально предназначенных устройств.

Массаж

Массаж нормализует функции организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы, а также оптимизирует процессы окисления и восстановления в мышцах. У пациентов с ДЦП применяют различные методики массажа. Наиболее хороший эффект наблюдается после классического лечебного массажа, сегментарного массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, кругового трофического и точечного массажа, седативного и тонизирующего массажа, а также массажа, проводимого по системе Монакова.

Динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК)

В основе метода лежит использование видоизмененного космического костюма «пингвин» для лечения пациентов с ДЦП старше трехлетнего возраста. Для лечения применяют лечебно-нагрузочные костюмы Адели, Регент и Спираль. Длительность курса составляет 10 — 20 дней, продолжительность одного занятия 1,5 часа в день. В общем необходимо провести 3 — 4 курса за год.

Метод ДПК устраняет патологическое (неправильное) положение, улучшает поддержку вертикального положения и двигательные функции. ДПК противопоказана до трех лет при заболеваниях позвоночника, тазобедренных суставов и в период обострения болезней.

Это необходимый компонент восстановительного лечения ДЦП.

Для лечения применяют несколько групп лекарственных препаратов.

  1. Нейротрофические и ноотропные препараты (Кортексин, Пантогам, Фенибут, Пикамилон).
  2. Препараты, которые улучшают кровообращение и микроциркуляцию мозга (Актовегин, Трентал).
  3. Препараты, которые улучшают обмен веществ в нервной ткани, оказывают рассасывающее действие и восстанавливают поврежденные клетки (Лидаза).
  4. Препараты, которые снижают внутричерепное давление (Диакарб).
  5. Противосудорожные препараты (Депакин).
  6. Препараты, которые нормализуют тонус мышц (Мидокалм, Прозерин).
  7. Витамины группы В и Аевит.

С 2004 года в России для лечения спастических и дистанических форм ДЦП успешно применяется ботулотоксин А, который снимает спастичность и скованность мышц, увеличивает движение в суставах и улучшает подвижность ребенка, а также устраняет болевой синдром. В целом применение ботулотоксина улучшает качество жизни больного, облегчает уход за ним.

Эффект от лечения ботулотоксином более выражен при раннем начале. Самым оптимальным для ботулинотерапии считается возраст от 2 до 7 лет.

Физиолечение

Целью физиолечения является увеличение работоспособности не разрушенных повреждающими факторами клеток нервной и мышечной систем, уменьшение боли и отека.

Виды физиолечения, применяемые при ДЦП:

  • электротерапия;
  1. Электрофорез с различными лекарственными препаратами, понижающими или повышающими тонус мышц, в зависимости от ситуации.
  2. Электростимуляция мышечных групп. Применяется расслабляющая или стимулирующая методика.
  3. Магнитные поля.

Электропроцедуры не назначают больным, у которых есть судороги.

  • тепловые, согревающие процедуры (аппликации парафина и озокерита);
  • грязелечение (обертывания и грязевые ванны);
  • гидротерапия (бассейны, жемчужные ванны, водный массаж);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечение природными факторами. Это санаторно-курортное лечение, назначаемое детям старше трех лет при соблюдении 2 условий: отсутствие судорог и повышенного внутричерепного давления.

Хирургическое лечение у пациентов с ДЦП часто применяется для устранения контрактур, искривления стоп и верхних конечностей.

Нейрохирургическое лечение обычно применяют для коррекции спастичности или высокого тонуса при ДЦП.

Ортезотерапия

Это лечение с применением специальных приспособлений — ортезов, предназначенных для придания правильного положения опорно-двигательной системе и коррекции нарушений и искривлений. Примером ортезов являются шины и корсеты.

Важным компонентом комплекса реабилитаций последствий ДЦП является психолого-педагогическая коррекция.

Основные принципы психолого-педагогической коррекции.

  1. Комплексный характер, одновременная коррекция нарушений речи, психики и движений.
  2. Раннее начало коррекции.
  3. Логически последовательный принцип коррекционной работы.
  4. Индивидуальный подход к личности ребенка.
  5. Наблюдение и контроль динамики психоречевого развития.
  6. Совместная работа и единство проводимой коррекции с ребенком и его ближайшим окружением, то есть с семьей.

Важное значение в коррекционной работе уделяется сенсорному воспитанию, которое развивает полноценное восприятие ребенком окружающей действительности. Оно развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное), формируя у ребенка полное представление о свойствах окружающих его вещей и предметов.

Основные задачи логопедов в работе с детьми с ДЦП

  1. Развитие речевого общения и улучшение разборчивости произносимых слов.
  2. Восстановление нормального тонуса и движений речевого аппарата.
  3. Развитие голоса и речевого дыхания.
  4. Синхронизация дыхания, голоса и речи.
  5. Коррекция неправильного произношения.

Ранняя постановка диагноза ДЦП, адекватная и своевременная медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция значительно повышает эффективность комплекса восстановительной терапии. Результатом этого является снижение инвалидизации, успешная социальная адаптация и улучшение жизни пациентов с детским церебральным параличом.

Ч то такое ДЦП — поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов.

ДЦП – детский церебральный паралич

Т ермин «церебральный паралич» употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений.

Детский церебральный паралич – поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном/младенческом возрасте. Обычно это происходит во время осложненной беременности, которая является предвестницей преждевременных родов.

Слово церебральный» означает «мозговой» (от латинского слова «cerebrum» - «мозг”), а слово «паралич» (от греческого «paralysis» - «расслабление”) определяет недостаточную (низкую) физическую активность.

Сам по себе церебральный паралич не прогрессирует, т.к. не дает рецидивов. Тем не менее, в процессе лечения может наступить улучшение, ухудшение состояния пациента, либо же оно остается без изменений.

Церебральный паралич - не наследственное заболевание. Им никогда нельзя заразиться или заболеть. Хотя ДЦП не излечивается (не является “курабельным” в общепринятом смысле), постоянный тренинг и терапия могут привести к улучшению состояния и минимизировать последствия болезни.

Как был выявлен детский церебральный паралич?

В 1860 г. английский хирург Уильям Литтл впервые опубликовал результаты своих наблюдений над детьми, у которых после перенесенной родовой травмы развивались параличи конечностей. Состояние крох не улучшалось и не ухудшалось по мере их роста: оставались проблемы с хватательным рефлексом, ползанием и ходьбой.

Признаки подобный поражений долгое время называли “болезнью Литтла ”, а сейчас они известны как “спастическая диплегия ”. Литтл предположил, что эти поражения вызваны (гипоксией) при родах.

Однако в 1897 г. знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд, заметив, что дети с ДЦП часто страдали задержкой психического развития, расстройством визуального восприятия и припадками по типу эпилептических, предположил, что причины детского церебрального паралича коренятся в патологии развития мозга младенца еще в утробе матери.

Несмотря на предположение Фрейда, вплоть до 1960-х годов прошлого века среди врачей и ученых было широко распространено мнение о том, что основной являются осложнения в процессе родов.

Правда, в 1980 г., проанализировав данные национальных исследований по более, чем 35000 случаев новорожденных с признаками ДЦП, ученые были поражены: осложнения вследствие родовой травмы составили менее 10%…

В большинстве же случаев причины развития ДЦП не были выявлены. С этих пор начались обширные исследования перинатального периода, т.е. с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного.

Какие виды ДЦП существуют?

О твет на вопрос о том, какие типы детского паралича выделяет современная медицина, интересует всех родителей. Существует несколько классификаций видов ДЦП, однако я остановлюсь на классификации, предложенной профессором К. А. Семеновой.

В зависимости от зоны поражения головного мозга и характерных проявлений болезни, Семенова выделяет следующие формы ДЦП:

1. Спастическая диплегия . Наиболее распространенная форма детского церебрального паралича. В общей статистике таких малышей - 40-80%. Наблюдается поражение отделов мозга, ответственных за двигательную активность конечностей, что, в свою очередь, приводит к полной или частичной парализации ног (в большей степени) и рук.

2. Двойная гемиплегия . Данная форма ДЦП выражается самыми тяжкими проявлениями. Поражены большие полушария мозга или тотально весь орган. Клинически наблюдается ригидность мышц конечностей, дети не могут держать голову, стоять, сидеть.

3. Гемипаретическая форма . В отличие от других видов детского церебрального паралича, эта форма заболевания характеризуется поражением одного из полушарий ГМ с корковыми и подкорковыми структурами, отвечающими за двигательную активность. Страдает правая или левая сторона тела (гемипарез конечностей), перекрестная по отношению к больному полушарию.

4. Гиперкинетическая форма (до 25% больных). Поражены подкорковые структуры. Выражается в гиперкинезах – непроизвольных движениях, характерно усиление симптоматики при утомлении, волнении. Подобный тип ДЦП в чистом виде встречается относительно редко, чаще - в сочетании со спастической диплегией.

5. Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство равновесия, наблюдается атония мышц.

Последствия ДЦП

Х арактерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности. Особенно подвергается поражению мышечная сфера, из-за чего ухудшается координация движений.

В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько разновидностей мышечной патологии - напряженность мышц или спастика; паретичность мышц, непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности.

Также при всех видах ДЦП у детей могут встречаться следующие патологические явления:

  • аномальность ощущения и восприятия;
  • снижение зрения, слуха;
  • ухудшение речи;
  • эпилепсия;
  • задержка психического развития.

Возможны и другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни. Нелегко дается и обучение.

Для того, чтобы помочь ребёнку, для начала необходимо выявить и только потом разрабатывать план действий.

Надеюсь, вы нашли ответ на вопрос о том, какие типы ДЦП существуют. Также вы можете поискать в Сети другие распространенные классификации форм детского церебрального паралича, а не только по Семеновой.

Термином детский церебральный паралич принято обозначать группу симптомокомплексов, проявляющихся нарушениями в двигательной сфере. Эти нарушения возникают вследствие повреждения центральной нервной системы. ДЦП может протекать в легкой, малозаметной форме или иметь тяжелое течение, требующее постоянного лечения.

ДЦП относится к болезням нервной системы и по МКБ 10 заболеванию присвоен код G80, имеются и подпункты, обозначающие форму паралича. ДЦП относится к не прогрессирующим заболеваниям нервной системы, но при отсутствии лечения ребенок будет сильно отставать в развитии как умственном, так и в физическом от своих сверстников.

Реабилитационные мероприятия, начатые в раннем детстве, позволяют добиться отличных результатов, естественно все зависит и от формы болезни. Дети с детским церебральным параличом в основном доживают до старости и могут иметь своих детей.

Причины возникновения ДЦП

По статистике от 6 до 12 детей на каждую тысячу новорожденных рождаются с диагнозом ДЦП и многие думают, что это заболевание передается по наследству, однако непосредственной причиной развития ДЦП у плода является патологическое нарушения структур головного мозга, приводит к этому состоянию недостаточное поступление кислорода. Риск развития ДЦП повышается под влиянием следующих провоцирующих факторов:

  • Инфекционных заболеваний матери на протяжении всей беременности, к ним прежде всего относят вирус герпеса, цитомегаловирус, токсоплазмоз.
  • Неправильное развитие отделов головного мозга при внутриутробном развитии плода.
  • Несовместимость крови матери и ребенка – резус – конфликт, приводящий к гемолитической болезни новорожденных.
  • Хроническая гипоксия плода во время беременности и самих родов.
  • Эндокринологические и острые соматические заболевания матери .
  • Тяжелые роды , затяжная родовая деятельности, травмы ребенка, полученные при прохождении через родовые пути.
  • В раннем перинатальном периоде ДЦП может быть вызвано токсическим поражением организма тяжелыми ядами, инфекционными болезнями, захватывающими отделы и кору головного мозга.

Большая роль в развитии ДЦП отводится кислородному голоданию мозга, которое возникает при неправильном расположении в теле матки плода, затяжных родах, обвитии шейки пуповиной. У большинства детей выявляется влияние сразу нескольких факторов, один из которых считается ведущим, а другие усиливают его негативное влияние.

Формы ДЦП и их характеристика

Выраженность двигательных нарушений у детей с ДЦП может быть совершенно разной и потому заболевание принято подразделять на формы.

  • Гиперкинетическая форма выставляется в том случае, если у малыша присутствует непостоянный мышечный тонус, в разные дни он может быть повышенным, нормальным или сниженным. Обычные движения неловкие, размашистые, наблюдаются непроизвольные движения конечностей, гиперкинезы мышц лица. Нарушения в двигательной сфере часто сопровождаются патологиями речи и слуха, при этом умственная деятельность у таких ребятишек находится на среднем уровне.
  • Атонически-астатическая форма развивается преимущественно при поражении мозжечка и лобных долей. Характеризуется чрезвычайно низким тонусом мышц, что не дает ребенку удерживаться в вертикальной позе. Умственное развитие протекает с небольшой задержкой, но в ряде случаев у детей определяется олигофрения.
  • Спастическая диплегия является наиболее распространенной формой. Функции мышц нарушены с обеих сторон, причем нижние конечности поражены больше. У детей с раннего возраста формируется образование контрактур, выявляется деформация многих суставов и позвоночника. Психическое и речевое развитие задерживается, часто выявляется косоглазие, патологии речи, ребенок с данной формой при соответствующих реабилитационных мероприятиях становится социально адаптированным.
  • Спастический тетрапарез (тетраплегия) является одной из самых тяжелых форм ДЦП, заболевания обусловлено значительными аномалиями поражения большинства отделов головного мозга. Парез наблюдается во всех конечностях, мышцы шеи могут быть постоянно расслаблены, у таких детей умственное развитие чаще всего ниже среднего. Почти в половине случаев тетрапарез сопровождается припадками эпилепсии. Дети с данной формой редко могут передвигаться самостоятельно, понимание окружающего мира у них затруднено из-за проблем с речью и слухом.
  • Атактическая форма – редкая, при ее развитии наблюдаются нарушения в координации всех движений и удерживании равновесия. Ребенок часто имеет тремор кистей рук, из-за чего не может выполнять обычные действия. Задержка развития умственной деятельности в большинстве случаев умеренная.
  • Спастико-гиперкинетическая форма (дискинетическая форма) выявляется сочетание непроизвольных движений, повышенного мышечного тонуса и парезов с параличами. Умственное развитие на соответствующем возрасту уровне, такие детки с успехом заканчивают не только школу, но и институты.
  • Правосторонний гемипарез относится к гемиплегической форме, при которой поражается одна из сторон полушария. Повышен тонус мышц конечностей с одной стороны, развиваются парезы и контрактуры. Больше всего страдают мышцы руки, отмечаются непроизвольные движения верхней конечности. При этой форме может быть симптоматическая эпилепсия, нарушения в психическом развитии.

Признаки и симптомы

Симптомы мышечных патологий при ДЦП зависят от области и степени поражения головного мозга.

Основные признаки представлены следующими нарушениями:

  • Напряжением разных групп мышц.
  • Спастическими непроизвольными сокращениями мышц в конечностях и во всем теле.
  • Патологическими нарушениями при ходьбе.
  • Ограничением общей подвижности.

Кроме этих признаков у детей выявляются патологии зрительной, слуховой и речевой функции, нарушения психической и умственной деятельности. Признаки болезни зависят и от возраста малыша. ДЦП не прогрессирует, так как поражение является точечным и по мере взросления ребенка не захватывает новые участки нервной ткани.

Видимость ухудшения течение заболевания объясняется тем, что симптоматика менее заметна в то время, когда малыш еще не ходит и не посещает дошкольные учреждения.

Рассмотрим признаки ДЦП у грудного ребёнка:

  • У новорожденных с ДЦП можно обратить внимание на то, что малыш двигает только конечностями одной стороны тела, противоположные обычно прижаты к телу. Новорожденный ребенок с детским церебральным параличом при попытках попасть сжатым кулачком в рот отворачивает голову в противоположную сторону. Также возникают трудности при попытках мамы раздвинуть ножки в стороны или повернуть головку малыша.
  • Один месяц . В один месяц можно обратить внимание на то, что малыш до сих пор не улыбается, не может удержать даже на несколько секунд головку, отсутствует фокусирование взгляда на определенном объекте. Малыш беспокойный, нередко затруднен сосательный и глотательный рефлекс, часто бывают судороги и непроизвольные вздрагивания.
  • 3 месяца . У детей с ДЦП в три месяца может наблюдаться сохранность абсолютных рефлексов, то есть тех, которые есть при рождении, но в норме должны исчезать к трем месяцам. Это шаговые движения, когда малыш, опираясь на ножки, способен сделать несколько шагов. Также ладонный рефлекс – при нажатии пальчиками на ладошку ребенок непроизвольно открывает рот. В три месяца малыш также при нормальном развитии уже пытается переворачиваться, а в положении лежа уверенно держит головку.
  • 4 месяца . Малыш в 4 месяца уже должен осознанно реагировать на маму, произносить звуки, улыбаться, активно двигать ручками и ножками, брать игрушку и рассматривать рядом находящиеся предметы. Ребенок с ДЦП будет вялым, при плаче может выгибать тело дугой, предметы берет исключительно одной рукой.
  • 6 месяцев . В полгода своей жизни большинство малышей произносят отдельные слоги, могут самостоятельно переворачиваться, хорошо держат головку, глотают с ложки или кружки, пытаются ползать. На маму и родственников ребенок реагирует по-разному. О наличии каких либо нарушений говорит не только гипертонус мышц, но также и их слабость, постоянное беспокойство малыша, плохой сон.
  • 9 месяцев . В 9 месяцев ребенок с ДЦП не проявляет интереса к ходьбе, плохо сидит, заваливается на бок, не способен долго удерживать предметы. При нормальном развитии в этом возрасте малыш уже должен подниматься, передвигаться по кроватке или с поддержкой взрослых по комнате. Ребенок уже узнает любимые игрушки, пытается назвать их, произнося отдельные звуки или слоги.

Разумеется, что не все признаки задержки развития являются симптомами детского церебрального паралича. Но родители должны помнить, что только от них зависит, как ребенок будет жить в дальнейшей жизни – по статистическим данным более половины выявленных и пролеченных детей с ДЦП на первом году жизни в дальнейшем лишь немногими нарушениями отличаются от сверстников.

Диагностика

При диагностике врачу необходимо не только осмотреть ребенка и провести ряд диагностических процедур, но и нужно выяснить, как протекала беременность и роды. ДЦП необходимо дифференцировать с другими заболеваниями, часто если наблюдается ухудшение уже освоенных навыков, то это свидетельствует совершенно о других патологиях. При обследовании опираются на данные МРТ, компьютерной томографии.

Во время беременности можно выявить с помощью УЗИ аномалии развития головного мозга, но утверждать, что у ребенка будет ДЦП врачи не станут. По выявленным нарушениям можно только предположить появления задержки развития у малыша после рождения и на основании этого провести соответствующее обследование. Насторожить также должно наличие герпесной и цитомегаловирусной инфекции.

Лечение

Лечиться необходимо сразу после установки диагноза и лучше всего, если весь комплекс терапевтических мероприятий будет осуществлен на первом году жизни. Нервные клетки ребенка на первом году жизни способны полностью восстанавливаться, в старшем возрасте возможна только реабилитация и адаптирование ребенка к общественной жизни.

ЛФК при ДЦП

Специальная группа физических упражнений необходима ребенку ежедневно. Под влиянием занятий уменьшаются мышечные контрактуры, формируется стабильность психоэмоциональной сферы, укрепляется мышечный корсет.

Ребенка из положения лежа нужно стимулировать опираться на твердую опору ступнями.

Из положения лежа на животе нужно тянуть малыша за ручки вверх, совершая пружинящие движения во все стороны.

Ребенок на коленях, мама должна встать сзади и зафиксировав ножки малыша, стараться добиться того, чтобы он передвигался вперед.

Комплексы упражнений нужно подбирать совестно с врачом, их результативность зависит во многом от настойчивости родителей.

На видео показан копмплекс упражнений ЛФК для деток с ДЦП:

Массаж

Массаж при ДЦП не рекомендуется начинать ранее полутора месяцев и выполнять его должен только специалист. Неправильный выбор техники массажа может привести к повышению тонуса мышц. Правильно проводимые курсом массажи позволяют облегчить восстановление функций, обладают общеукрепляющим и оздоравливающим воздействием.


Медикаментозное лечение

Из лекарственных препаратов назначают нейропротекторы – Кортесин, Актовегин, миорелаксанты. Широко используются витаминные комплексы и препараты, улучшающие метаболические процессы в организме. В некоторых случаях назначается седативная терапия.

Препараты ботулинотоксина вводятся локально в мышцы с повышенным тонусом детям со спастическими нарушениями. Токсины расслабляют мышцы и расширяют диапазон их движения. Препараты действуют на протяжении трех месяцев и далее необходима их повторная инъекция. Использовать ботулинотоксины рекомендуется для лечения тех детей, которые имеют ограниченную группу нарушений. К ботулинотоксинам относят Ботокс, Диспорт

Логопедическая работа при ДЦП

Занятия с логопедом для детей с ДЦП очень важны. Правильная постановка речи является залогом его дальнейшего успешного обучения и общения со сверстниками. Занятия подбираются исходя из формы речевого нарушения при ДЦП.

Операции при ДЦП

Хирургическое вмешательство при ДЦП проводят детям старшего возраста при отсутствии эффекта от проводимой терапии. Оперативные вмешательства чаще всего направлены на лечение контрактур, что помогает ребенку стать более активным при движениях.

Тейпирование

Тейпирование – это фиксирование на несколько дней на определенном участке тела специального пластыря. Его предназначение сводится к уменьшению болей и увеличению подвижности затронутого участка тела. При помощи кинезиотейпов корректируются направления движений, улучшается циркуляция крови, увеличивается выносливость мышц.

Новые и нестандартные методы лечения

С каждым годам появляются все новые методики лечения детского церебрального паралича, одни из них действительно оказываются эффективными, другие помогают только ограниченному числу больных.

Остеопатия

Это ручное воздействие на различные участки тела с целью восстановления двигательных нарушений. Остеопатия позволяет улучшить циркуляцию крови в головном мозге, восстанавливает естественные связи между нервными окончаниями и регулируемыми с их помощью мышцами.

Технику остеопатиии знает только квалифицированный специалист, поэтому нужно рассмотреть все варианты клиник, прежде чем принять решения о лечении остеопатией ДЦП у своего ребенка.

Лечение стволовыми клетками.

Трансплантирование в организм ребенка стволовых клеток позволяет стимулировать восстановление нервной ткани и таким образом начинают в нормальном режиме функционировать поврежденные участки мозга. Введение стволовых клеток оказывается эффективным, даже если подобное лечение начато только в подростковом возрасте.

Иппотерапия

Лечебная верховая езда. ЛВЕ помогает усилить физическую активность ребенка, способствует восстановлению двигательных функций, формирует новые навыки. Общения с лошадьми полезно и для психоэмоционального состояния ребенка – малыши с ДЦП, прошедшие курс ипотерепии, становятся гораздо спокойнее, меньше переживают о своем состоянии, учатся адаптироваться в обществе.

Ахиллопластика

Направлена на уменьшение мышечных контрактур. После проведения операции расширяется объем движений, хирургическое вмешательство проводят не ранее 4-5 лет.

Оборудование для детей с ДЦП

В зависимости от степени нарушения двигательных функций дети с ДЦП нуждаются в специальных приспособлениях, которые помогают им передвигаться и восстанавливать нарушенные функции.

    • Коляски необходимы детям, которые не могут самостоятельно передвигаться. Разработаны специальные коляски для дома и прогулок, современные модели имеют электропривод, что обеспечивает удобство их использования. Коляска PLIKO относится к прогулочным, она легкая по весу и также просто складывается. Коляска разработана с учетом нормального физиологического положения ребенка с ДЦП. Прогулочная коляска «Лиза» благодаря конструктивным особенностям может использоваться и для детей – подростков.
    • Ходунки требуются в том случае, если ребенок ходит, но не может удержать равновесие. С помощью ходунков дети не только обучаются хождению, но и учатся координировать свои движения.
    • Тренажеры — к этой группе можно отнести любое приспособление, помогающее малышу развивать свою активность и учиться определенным навыкам.
    • Велосипеды при ДЦП трехколесной конструкции и с рулем, не соединенным с педалями. На велосипеде должно быть крепление для тела, голеней и кистей рук, необходима ручка для толкания. Закрепления на педалях ног позволяет развивать движения в ногах, укрепляет мышцы.
    • Велотренажеры укрепляют мышцы ног, способствуют закреплению двигательных навыков, формируют выносливость. Занятия на велотренажере помогает и укрепить иммунитет
    • Иппотренажеры – приборы, имитирующие все движения лошади во время ее ходьбы или бега. То есть на иппотренажере тело ребенка раскачивается назад, вперед и в стороны. Иппотренажеры позволяют укрепить мышцы спины, формируют красивую осанку, улучшают гибкость в суставах.
    • Костюмы для лечения ДЦП разработаны как космические скафандры, то есть тело в них находится в невесомости. Используемый для костюмов материал способствует плотному закреплению тела и одновременному расслаблению мышц, что позволяет ребенку делать первые шаги. Пневмокамеры в костюме надуваются и стимулируют работу разных групп мышц, передавая от них импульсы в кору головного мозга.

  • Ортопедическая обувь и ортезы необходимы для подавления гиперкинезов и развития контрактур. Зафиксированные в нужном положении конечности учатся функционировать правильно и при этом уменьшается риск развития деформации скелета. Обувь и ортезы для каждого ребенка подбираются индивидуально.
  • Вертикализаторы и платформы . Вертикализатор – это особое устройство, позволяющее ребенку удерживать тело в вертикальном положении без посторонней помощи. В вертикализаторе есть фиксаторы для спины, стоп, коленных суставов. Вертикализаторы позволяют наладить правильную работу внутренних органов, способствуют умственному развитию и адаптации.

Реабилитация

Реабилитация при ДЦП необходима для лучшей физической активности ребенка, его адаптации в социальной сфере, для овладения всеми необходимыми навыками. Мероприятия, способствующие реабилитации подбираются исходя из возраста малыша, степени нарушения его двигательной активности, гипотонуса или гипертонуса мышц.

  • Метод Лоскутовой основан на восстановлении респираторного дыхания и на проведение разнообразных движений, благодаря чему снимается внутреннее напряжение, повышается эластичность мышц и суставов.
  • Метод Войта основан на активизации работы мозга путем совершения рефлекторных движений. Занятия проводятся совместно с родителями, их задача до 4-х раз в день выполнять с ребенком предложенные упражнения. Целью методики является закрепление каждого движения, начиная от простого к сложному.

Центры реабилитации и специализированные санатории


© 2024
youngforyoung.ru - Медицинский портал - Будьте здоровы